Выпускнику

Советы психолога

О новых подходах к итоговой аттестации учащихся

В целях выполнения поручений Президента Республики Беларусь А.Г.Лукашенко по вопросам образования Министерством образования разработаны новые подходы к итоговой аттестации учащихся учреждений общего среднего образования (далее – УОСО).

В IX классе предлагается проводить выпускные экзамены по четырем учебным предметам:

«Белорусский язык» и «Русский язык» – в форме изложения, что позволит проверить уровень сформированности коммуникативных умений и навыков учащихся;

«Математика» – контрольная работа;

«История Беларуси» – в устной форме.

Подходы к проверке экзаменационных работ изменять не планируется.

По результатам итоговой аттестации в IX классе учащиеся получат свидетельство об общем базовом образовании и смогут продолжить обучение в X профильном классе с изучением отдельных учебных предметов на повышенном уровне либо в X базовом классе с изучением всех учебных предметов на базовом уровне, либо в учреждении профессионально-технического или среднего специального образования.

С учетом мнения педагогов предлагается в профильный класс зачислять учащихся, имеющих средний балл свидетельства об общем базовом образовании не ниже 7 и отметки по профильным предметам не ниже 7 баллов.

В XI классе предлагается сохранить выпускные экзамены по государственным языкам «Белорусский язык» или «Русский язык» по выбору учащегося, а также с целью проверки математической и

функциональной грамотности – по учебному предмету «Математика», с учетом важности межстранового взаимодействия – по учебному предмету «Иностранный язык».

В целях уменьшения нагрузки на учащихся XI классов предлагается выпускной экзамен и централизованное тестирование по учебным предметам «Белорусский язык», «Русский язык», «Математика» совместить (далее – национальный экзамен, НГЭ). Выпускной экзамен по учебному предмету «Иностранный язык» – проводить в устной форме в учреждении общего среднего образования, в котором обучаются учащиеся. Подходы к формированию экзаменационных комиссий для проведения данного выпускного экзамена менять не планируется.

Общие принципы проведения НГЭ как совмещенной формы выпускных экзаменов и ЦТ (рассадка, правила проведения и т.д.) идентичны принципам, используемым в настоящее время при организации ЦТ.

В качестве учреждения, ответственного за технологическое сопровождение НГЭ, предлагается определить учреждение образования «Республиканский институт контроля знаний», который имеет опыт проведения централизованного тестирования.

Проверка и оценивание работ осуществляется в РИКЗ компьютером с помощью программного обеспечения и по методике подсчета тестовых баллов (по технологии ЦТ). Отметка, полученная на НГЭ, будет переведена в 10-балльную шкалу. В аттестат об общем среднем образовании будет выставлена итоговая отметка с учетом годовой и отметки, полученной на НГЭ. Кроме того, по итогам выполнения заданий НГЭ будет выдан сертификат с указанием количества баллов для участия в конкурсе при поступлении в учреждения высшего или среднего специального образования.

В связи с этим предлагается проводить НГЭ в апреле текущего учебного года на базе имеющихся и дополнительных пунктов централизованного тестирования. Пункты тестирования, будут сформированы таким образом, чтобы радиус подвоза не превышал 70 километров.

С учетом необходимости проведения широкой апробации новой модели итоговой аттестации, внесения изменений в Правила приема в учреждения высшего и среднего специального образования, разработки новых нормативных правовых актов наиболее оправданным является реализовать данные подходы в 2023/2024 учебном году.

Заместитель Министра                                                                  А.В.Кадлубай

свернуть

Интернет-сайты для подготовки к ЦТ

Интернет-сайты для подготовки к ЦТ

№ п/п

Адрес сайта/образовательного портала

Предметы

1

https://adukar.by/ct-online

(онлайн тренажёр для самостоятельной подготовки к централизованному тестированию, тесты по содержанию и сложности аналогичны тем, что даются на тестировании)

русский язык;

белорусский язык;

английский язык;

обществоведение;

история Беларуси;

математика;

физика;

химия;

биология

2

http://testy.by/quiz

(простой в использовании сайт для онлайн подготовки к ЦТ)

русский язык;

белорусский язык;

английский язык;

немецкий язык;

история Беларуси;

химия;

физика;

математика;

биология;

география

3

http://vesety.com/category/testy-ct/

(образовательный портал, на котором можно онлайн выполнить тесты за 2012 - 2014 годы)

русский язык;

белорусский язык;

английский язык;

немецкий язык;

история Беларуси;

Всемирная история;

обществоведение;

химия;

физика;

математика

4

http://budny.by/abiturient/vstcampaign/artmid/586/articleid/3427/rikz-vylogeil-demo-varianty-testov-ct-dlia-oznakomleniia-i-skachivaniia

(демо-варианты тестов ЦТ за 2014-2015 годы, разработанные РИКЗ для ознакомления и скачивания)

русский язык;

белорусский язык;

английский язык;

немецкий язык;

испанский язык;

французский язык;

китайский язык;

история Беларуси;

обществоведение;

физика;

математика;

химия;

биология;

география

5

https://ct-online.by/

(онлайн платформа для подготовки к ЦТ 2018 в Беларуси)

русский язык;

белорусский язык;

английский язык;

история Беларуси;

обществоведение;

физика;

математика;

химия;

биология

6

http://vedy.by/

(интернет-ресурс для комплексной интерактивной подготовки к централизованному тестированию и экзаменам)

русский язык;

белорусский язык;

физика;

математика;

химия;

биология

7

http://www.testirovanie.org/testy/index.php

(сайт централизованного тестирования, собраны самые необходимые информационные материалы, касающиеся поступления в вуз и централизованного тестирования, можно проверить свои знания по тому или иному предмету)

русский язык;

белорусский язык;

английский язык;

немецкий язык;

история Беларуси;

Всемирная история;

химия;

физика;

биология;

математика;

география

8

http://alma.by/

(тесты ЦТ онлайн)

русский язык;

физика;

математика;

немецкий язык

9

http://xn----jtb0bbbcw0c.xn--90ais/ct-onlain/

(тесты ЦТ онлайн за 2015-2016 годы)

русский язык;

белорусский язык;

история Беларуси;

обществоведение;

химия;

физика;

биология;

математика

10

http://effor.by/about/21_rla

(образовательная платформа, русский язык онлайн)

русский язык

11

https://derzaj.by/ct/

русский язык;

белорусский язык;

история Беларуси;

обществоведение;

химия;

физика;

биология;

математика;

география

12

http://reshuzadachi.by/testi

(тесты по физике и математике онлайн)

физика;

математика

13

http://www.yoursystemeducation.com/

(подготовка к ЦТ по химии)

химия

14

http://bntu-help.net/Onlaien-testi-po-fizike/

(онлайн тестирование по ЦТ за 2010 год)

физика;

химия;

биология;

математика

15

http://www.kudapostupat.by/article/item/id/1404

(тесты, демоверсии РИКЗ по ЦТ и ответы к ним в pdf формате)

русский язык;

белорусский язык;

физика;

математика;

химия;

биология;

английский язык;

немецкий язык;

испанский язык;

французский язык;

история Беларуси;

география;

всемирная история

16

http://onlinetestpad.com/by/tests/history

(тесты по истории Беларуси, 6-11 классы  онлайн)

история Беларуси

17

http://www.mozg.by/tests

русский язык;

белорусский язык;

история Беларуси;

математика;

биология

18

http://www.brsu.by/abi/onlajn-testirovanie-po-belorusskomu-yazyku

(онлайн тестирование по предметам)

белорусский язык;

история Беларуси.

19

Глава 1. http://seenglish.by/testing/sborniki-ct-proshlyx-let.html(сборники ЦТ от 2010 года для самостоятельной работы)

английский язык

20

tutor.gsu.by

Глава 2. (дополнительное тестирование)

русский язык;

белорусский язык;

физика;

математика;

химия;

биология;

география;

английский язык;

немецкий язык;

история Беларуси;

всемирная история;

обществоведение

 

http://adukar.by/ подготовка  к экзаменам и тестированию


Дорогие друзья! У вас есть еще одна возможность проверить свои знания накануне ЦТ! KudaPostupat.by публикует авторские тесты с заданиями  по наиболее массовым предметам: РУССКОМУ ЯЗЫКУ, МАТЕМАТИКЕ.

http://kudapostupat.by/article/item/id/1262


 http://er-test.ru/index.php - электронный репетитор



 Чтобы успешно пройти централизованное тестирование, необходимо тщательно подготовиться. Как правило, для подготовки к предстоящему тестированию следует не только изучить теоретический материал, но и каким-то образом систематизировать полученные знания. Именно это и позволяет сделать наш сайт, увеличивая тем самым Ваши шансы получить высокий балл на централизованном тестировании. Полученные здесь навыки сослужат вам неплохую службу на централизованном тестировании или экзаменах в институт.

http://effor.by// - образовательная платформа


http://vedy.by/ru/about Система тестирования «Электронный репетитор» представляет собой интернет-портал, на котором предоставляется он-лайн доступ к справочным и практическим материалам по различным предметам школьной программы (беларуская мова, русский язык, математика, биология, химия, физика).

Основные задачи программы: 

  • проверить и закрепить знания при помощи тренировочных и контрольных тестов; 
  • систематизировать изученный школьный курс; 
  • осуществить контроль над усвоением материала; 
  • устранить пробелы в знаниях;
  • сделать обучение доступным и интерактивным.  

свернуть

свернуть

Изменения в спецификации ЦТ-2021!

Изменения в спецификации ЦТ-2021!

Спецификация тестов

 

свернуть

ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ ВЫПУСКНЫХ ЭКЗАМЕНОВ

ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ ВЫПУСКНЫХ ЭКЗАМЕНОВ

Законные представители за 15 дней до начало выпускных экзаменов (ЛУЧШЕ РАНЬШЕ) подают на имя директора заявление, заключение врачебно-консультационной комиссии (ВКК) - !!! обязательно три печати врача, поликлиники, гербовая печать.

       Освобождённым учащимся в качестве итоговых выставляются годовые отметки.

СВИДЕТЕЛЬСТВА С ОТЛИЧИЕМ

 Выдаётся учащимся имеющим «10» или «9» по всем предметам на протяжении 8 и 9 классов. Можно иметь «6», «7», «8» по трудовому обучению, физической культуре и здоровью.

ЗОЛОТАЯ МЕДАЛЬ

Награждаются при наличии:

свидетельства об общем базовомобразовании с отличием;

«10» и «9» по всем учебным предметам 10 и 11 классы, примерное поведение;

- можно иметь «6», «7», «8» по ДМП, физической культуре и здоровью.

 СЕРЕБРЯНАЯ МЕДАЛЬ

 Награждаются при наличии:

свидетельства об общем базовомобразовании с отличием и за период обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования годовые отметки 10 и (или) 9 баллов по всем учебным предметам (кроме учебного предмета «Физическая культура и здоровье», учебного предмета «Допризывная и медицинская подготовка», по которым выставлены годовые отметки не ниже 6 баллов или «зачтено») и других (одного или двух) учебных предметов, по которым выставлены годовые отметки не ниже 6 баллов и примерное поведение, а также отметки 10 и (или) 9 баллов по учебным предметам и отметки не ниже 6 баллов по тем же учебным предметам, по которым им выставлены годовые отметки не ниже 6 баллов и по которым проводятся выпускные экзамены за период обучения на III ступени общего среднего образования.

ПОХВАЛЬНЫЙ ЛИСТ

 Похвальным листом «За особые успехи в изучении отдельных предметов» награждаются выпускники, которые, за период обучения в 10, 11 классах достигли особых успехов в изучении одного-двух учебных предметов и имеют по ним годовые отметки «10» или «9» баллов, а также сдали по ним выпускные экзамены на отметки «10» или «9» баллов. По всем остальным учебным предметам годовые и экзаменационные отметки на выпускных экзаменах «10», «9», «8», «7», «6» баллов.

свернуть

Рекомендации выпускникам

КАК ИЗБАВИТЬСЯ ОТ ТРЕВОГИ?

Тревожность – чувство, которое сопровождает нас постоянно, всю жизнь. Причин для беспокойства в жизни действительно немало. Но что такое тревога?

Тревога это поток чувств, сконцентрированных на страхе: что-то плохое должно случиться. Психолог Томас Боркович разработал простую программу, как уменьшить немотивированное чувство тревоги. Основная идея – признать, что есть вещи, которые действительно стоят беспокойства, но важно свести к предельно возможному минимуму время, когда вас обуревает чувство тревоги.

 

  1. Определите симптомы тревожности, такие, как неспособность сконцентрироваться, влажные ладони или ощущение, что к вам в желудок «залетели бабочки».
  2. Выделите специально полчаса в день, чтобы тревожиться.
  3. Напишите на листе бумаги перечень проблем, вызывающих у вас беспокойство в течение определенного промежутка времени.
  4. Используйте эти полчаса для того, чтобы проанализировать перечисленные проблемы: есть проблемы, решение которых не в ваших силах, поэтому тревожиться здесь бессмысленно, есть проблемы, выход из которых вам надо найти и надо продумать свои действия на будущее, чтобы избежать новых трудностей, – этим и займитесь.
  5. Если вы обнаружите, что продолжаете думать над тревожащими вас вещами в другое время дня, – настойчиво отгоняйте эти мысли либо переключайтесь сознательно на приятные мысли.

 

Как писать диктант

Инструкция

  1. Экзаменатор с выражением читаетвесь текст диктанта. Ваша задача на этом этапе диктанта проста – прослушать текст. Услышав непонятные слова, обязательно узнайте у экзаменатора их значение после того как он прочитает текст. Постарайтесь понять текст, вникнуть в его смысл.
  2. Затем текст читается уже предложениями. Каждое из предложений обычно читается три раза: первый раз целиком,второй – по частям, третий раз – снова целиком и с выражением. При первом прочтении предложения не записывайте его, а постарайтесь определить структуру (простое, сложное или осложненное).
  3. Не торопитесь успеть записать предложение во время его диктовки по частям. Пишите аккуратно, знаки препинания расставляйте только в тех случаях, где вы на 100% уверены в уместности данного знака. В первую очередь необходимо уделить внимания правильности написания слов.
  4. Когда экзаменатор будет читать предложение с выражением, паузами выделяя те или иные знаки, расставьте все остальные знаки препинания.
  5. После написания диктанта дается 5-7 минут на его самопроверку. Чтобы эффективно эту самопроверку провести, отвлекитесь от текста на пару-тройку минут. Лучше подумать о чем-нибудь другом, отвернувшись от текста или закрыв глаза. Это крайне важный психологический момент.
  6. Теперь внимательно прочитайте текст, проанализировав расстановку знаков препинания. Решив зачеркнуть или доставить знак, не спешите. Сначала подумайте, какую он должен играть роль в предложении.

Проверить написание слов вы можете, произведя орфографический разбор каждого «проблемного» слова. Выполняйте исправления ручкой: тонкой косой линией зачеркните неправильную букву, а затем сверху аккуратно напишите правильную.

 

ПОДГОТОВКА К ЭКЗАМЕНАМ

СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА

 Подготовка к экзаменам и их сдача - достаточно стрессовые ситуации для большинства людей. Именно в последние дни кажется/ будто не было ни всех этих лет школьной жизни, ни мудрых преподавателей/ ни прочитанных учебников/ ни вызубренных формул... Чаще всего наибольшее количество негативных эмоций (страх, тревога, волнение) мы испытываем в период подготовки к экзамену. У некоторых уже сейчас даже мысли о предстоящем поступлении тревожат, заставляют испытывать дрожь в коленках. Кажется, что ты ничего конкретного не знаешь, в голове сумбур и каша...

      Экзамен - это соревнование, и к нему нужно быть готовым не только интеллектуально, но и психологически. Именно положительный настрой и уверенность в себе - 50% успеха в этой борьбе.

  1. Помните, что волнение и тревога - это полезные вещи, это сигнал к тому, что ты готов к действию, это мобилизация всех сил для достижения поставленной цели. Опасно чрезмерное волнение - оно вызывает растерянность и суетливость ;
  2. Поэтому, четко планируйте свое время. Не стоит садиться за стол с размытой целью «немного позаниматься или заняться повторением». Ставьте перед собой четкую конкретную цель «дочитать хотя бы до конца главы». Кто-то рекомендует разбивать материал на количество тех дней, которые остались до экзамена. Но чаще всего это не срабатывает, так как на последний день набегает столько не выученных «хвостов», что последняя ночь перед экзаменом вместо отдыха превращается в кошмар!
  3. Написание шпаргалок помогает: доказано, что визуальное запоминание дается лучше, чем зубрежка. Лучше всего день перед экзаменом посвятить просмотру шпаргалок, чтобы восстановить все в памяти... Тех, кто списывает на экзамене, всегда видно.
  4. Не позволяйте отрицательным эмоциям и стрессу захлестывать. Верьте в свои силы, чаще вспоминайте ситуации, когда вы были успешны, не забывайте своих достижений.
  5. Не бывает зря потраченных усилий, неуспех - это чаще всего недостаток приложенных сил.
  6. Успокоительные препараты могут притуплять внимание и тормозят мыслительные процессы. По возможности обойдитесь без стимуляторов (кофе, крепкого чая и т.д.), нервная система перед экзаменом и так на взводе.
  7. Сон в последнюю ночь - обязательно! Ваш организм тоже должен подготовиться к экзамену - отдохнуть. 8. Конечно же этот период для вас очень напряжен: репетиторы, уроки.... Но все-таки, находите время для встреч с друзьями, «разгрузочные» дни никто не отменял. Очень хороши занятия типа аэробики, сходите иногда в спортзал, поиграть в волейбол. Физическая разрядка - первый и один из главных шагов для снятия напряжения эмоционального.

КОГДА ОСТАЛОСЬ ТРИ ДНЯ...

   Составьте четкий план подготовки к экзаменам. Рассчитайте дни и распределите билеты и  темы по дням, но помните, что последний день должен быть посвящен повторению и обобщению пройденного материала. Обязательно чередуйте отдых и занятия. Для старшеклассников - 40 мин. работы, 15- перерыв, для абитуриентов и студентов 50-60 мин. занятий, 10 - перерыв. В перерыве лучше заняться механической работой, не «загружая» голову (помыть посуду, подмести пол и т.д.). Очень полезно в перерывах между занятиями проводить небольшие сеансы релаксации (расслабления). При подготовке наше внимание рассеивается, чтобы этого не происходило, уберите все лишние предметы со стола. В комнате должен быть свежий воздух, по линии взгляда хорошо повесить картину или коллаж, где были бы желтый, голубой, фиолетовый - эти цвета повышают эффективность занятий. В комнате поставьте сирень или зажгите аромолампу с запахом цитрусовых, эти запахи бодрят и благотворно влияют на память. Включите спокойную фоновую музыку, чтобы не отвлекаться на посторонние звуки. Дольше удержать внимание на изучаемом предмете помогает прием «5 шагов» - обзор, вопрос, изучение, пересказ, обзор.

   ШАГ 1. Вы просматриваете материал и бегло  читаете, чтобы получить общее представление о предмете.

  ШАГ 2. Вы придумываете каждой теме, заголовок, если необходимо, каждому абзацу по одному вопросу (желательно их записать). 

   ШАГ 3. Вы внимательно читаете текст, по ходу чтения пытаясь найти ответы на поставленные вопросы.

   ШАГ 4. Вы отвечаете на эти вопросы.

   ШАГ 5. Вы еще раз просматриваете материал, внимательно изучая трудные места.

           Перед входом в аудиторию никогда не ведите разговоров о том, какой преподаватель злой, как его все бояться и что никто не сдаст, - это все настраивает на отрицательный результат, мешает сосредоточиться. Лучше, если вы не будете ждать, а сразу пойдете в аудиторию. Очень важно выспаться перед экзаменом, даже если осталось 1-2 билета, лучше их не выучить, чем пойти на экзамен сонным.

  Одежда. Скромность, господа, скромность и опрятность. Пиджак, белая рубашка или блузка - оптимальный вариант и для девушек, и для юношей. Помните, что преподавателей могут нервировать признака вашего благосостояния или пола. Мобильники, золотые украшения и маникюр спокойно дождутся вас дома.

  Приметы. Книга под подушкой, монета под пяткой, вопль в форточку «Ловись, халява!» перед сном и мысленные проклятия близких) во время сдачи вами экзамена очень помогают... Особенно в сочетании с прочитанными учебниками, выученными формулами и врожденной грамотностью.

   Актерские данные. Не дайте преподавателю прервать вас. Фразы типа: «Предвижу ваше возражение...», «А вот здесь вы могли бы меня спросить...», «Можно спорить, но я просто высказываю свое мнение...», а также другие попытки утомить, развеселить или услышать экзаменатора - не есть путь к успеху, но значительно его облегчают.

   Ирония. Нет, не та, с которой вы бросаете комиссии: «Не больно-то и хотелось...», а та, с которой вы поймете: экзаменов в жизни будет много и большинство из них можно сдавать еще не раз..

  1. В ночь перед экзаменом отдохните, лягте спать пораньше. Лучше всего перед сном погулять, принять горячую ванну. Спать ложитесь в хорошо проветриваемом помещении.
  2. Все, что необходимо вам на экзамене, лучше собирайте вечером, так как утром какая-либо потерянная или не найденная вовремя вещь может надолго выбить вас из колеи.
  3. Постарайтесь для снятия напряжения пользоваться упражнениями, а не медикаментами – валерьянкой, так как она снижает активность, затормаживает работу мозга.
  4. Шпаргалка – это не замена знаний, а помощник. Если вы будете рассчитывать только на шпаргалку, ваш мозг «отключится», и даже если вы знаете ответ (читали, слышали), вспомнить его вам не удастся.
  5. Постарайтесь попасть при сдаче экзаменов в первую половину сдающих, так как ко второй половине экзамена у вас может сложиться отрицательная установка: «Мне уже все равно, только бы скорее уйти домой».
  6. При волнении отвлекитесь на ходьбу (по коридору, по лестнице). Двигательная активность поможет вам справиться с тревожностью.
  7. Перед непосредственным входом в аудиторию, где принимают экзамен, несколько раз глубоко вдохните, но не делайте слишком много глубоких вдохов, так как у вас может закружиться или разболеться голова.
  8. Взяв экзаменационный билет не спешите заглядывать в него. Подойдите к своему месту, успокойтесь, когда почувствуете, что волнение утихло, только тогда внимательно прочтите вопросы. Это поможет сосредоточиться на том, что вы читаете.
  9. Составьте план ответа – это поможет вам не потерять нить мысли или какие-либо факты. Отвечайте экзаменационный билет уверенно, постарайтесь говорить не спеша.
  10. Если вы не знаете (на 100%) ответы на билет, шпаргалку вытянуть не удалось, помощь зала не помогла, звонок другу на экзамене отменен – пользуйтесь своим личным обаянием.

Экзаменаторы тоже люди.

 

КАК НАУЧИТЬСЯ СДАВАТЬ ЭКЗАМЕНЫ

 

Советы психолога

         В настоящее время экзамены в школе сдают не только старшеклассники, но и подростки. С каждым годом значимость этих экзаменов, в том числе и субъективная, становится все выше. Умению сдавать экзамены, как ни странно, никто специально не учит, вместе с тем соответствующие психотехнические навыки очень полезны, они не только повышают эффективность подготовки к экзаменам, позволяют более успешно вести себя во время экзамена, но и вообще способствуют развитию навыков мыслительной работы, умению мобилизовать себя в решающей ситуации, овладевать собственными эмоциями и т. п. Формирование подобных психотехнических навыков будет полезно абсолютно всем школьникам старших классов.

    Обсуждая вопрос о психологическом оснащении процесса сдачи экзаменов, следует выделить три основных этапа:

1) подготовка к экзамену, изучение учебного материала перед экзаменом;

2) поведение накануне экзамена;

3) поведение собственно во время экзамена.

Подготовка к экзаменам

 

    Прежде чем начать подготовку к экзаменам, следует оборудовать место для занятий: убрать лишние вещи, удобно расположить нужные учебники, пособия, тетради, бумагу, карандаши и т. п. Психологи считают, что хорошо ввести в такой интерьер для занятии желтый и фиолетовый цвета, поскольку они повышают интеллектуальную активность. Не надо переклеивать ради этого обои или менять шторы, достаточно какой-то картинки в таких тонах, эстампа, которые в конце концов можно сделать и самому, использовав, например, технику коллажа.

 

    Приступая к подготовке к экзаменам, полезно составить план.

 

       Составляя план на каждый день подготовки, необходимо четко определить, что именно сегодня будет изучаться. Не вообще: «Немного позанимаюсь», а что именно сегодня будете учить, какие именно разделы какого предмета.

 

    Конечно, хорошо начинать — пока не устал, пока свежая голова — с самого трудного, с того раздела, который заведомо знаете хуже всего. Но бывает и так, что заниматься не хочется, в голову ничего не идет. Короче, «нет настроения». В таком случае полезно начать, напротив, с того, что знаете лучше, с того материала, который вам более всего интересен и приятен. Возможно, постепенно вработаешься и дело пойдет.

 

    Обязательно следует чередовать работу и отдых, скажем, 40 минут занятий, затем 10 минут — перерыв. Можно в это время вымыть посуду, полить цветы, сделать зарядку.

 

    Готовясь к экзамену, не надо стремиться к тому, чтобы прочитать и запомнить наизусть весь учебник. Полезно повторять материал по вопросам. Прочитав вопрос, вначале вспомните и обязательно кратко запишите все, что вы знаете по этому вопросу, и лишь затем проверьте себя по учебнику. Особое внимание обратите на подзаголовки главы или параграфа учебника, на правила и выделенный текст. Проверьте правильность дат, основных фактов. Только после этого внимательно, медленно прочтите учебник, выделяя главные мысли, — это опорные пункты ответа.

 

    В конце каждого дня подготовки следует проверить, как вы усвоили материал: вновь кратко запишите планы всех вопросов, которые были проработаны в этот день.

 

    При подготовке к экзаменам вообще полезно структурировать материал за счет составления планов, схем, причем обязательно делать это не в уме, а на бумаге. Такая фиксация на бумаге полезна потому, что при воспоминании, повторении «про себя», смешиваются узнавание и реальное знание, а узнавать всегда легче, чем вспоминать. Возникает впечатление знания, а когда надо пересказать его другим, сказать вслух, оно куда-то улетучивается. Именно с этим часто бывают связаны случаи, когда кажется, что вы знаете, помните, а начинаете отвечать, и ответ получается отрывочным, скомканным. Поэтому такими приемами хорошо пользоваться и в течение учебного года при подготовке уроков. Кстати, тогда и к экзаменам придется меньше готовиться. Когда вы записываете план ответа, вы становитесь в позицию человека, передающего свои знания другим, т. е. делаете то же самое, что надо делать, отвечая в классе или на экзамене. Планы полезны и потому, что их легко использовать при кратком повторении материала и даже иногда непосредственно в ответе на экзаменах.

 

    Ответы на наиболее трудные вопросы полностью, развернуто расскажите маме, другу — любому, кто захочет слушать, причем старайтесь это делать так, как требуется на экзаменах. Очень хорошо записывать ответ на магнитофон, а потом послушать себя как бы со стороны.

 

    Перед устным экзаменом хорошо попробовать ответы на наиболее трудные вопросы рассказать перед зеркалом (желательно таким, чтобы видеть себя в полный рост), обращая внимание на позу, жесты, выражение лица. Почему это надо делать? В психологии установлено, что чем больше различия в состояниях человека в тот момент, когда он получает информацию (готовится к экзамену) и воспроизводит ее (сдает экзамен), тем труднее ему извлекать информацию из памяти. Готовиться обычно приходится дома, сидя, а то и лежа, в спокойной обстановке, расслабившись, а отвечая на экзамене, человек испытывает напряжение, волнение. Когда вы рассказываете ответ или записываете его на магнитофон, вы сближаете эти два состояния. Важно и то, что речь «про себя» отличается от речи вслух: она краткая, сжатая. Для того чтобы стать понятной другим, она требует перевода. И тогда оказывается, что не все можно перевести: что-то забыто, что-то в переводе кажется бледной копией, что-то видится как образ, картинка, а словами не выражается. Когда вы пересказываете ответ, вы включаете особый вид памяти — речедвигательную память, помогающую вам отвечать не на внутреннем, а на общедоступном языке. Только тут и выясняется, что вы знаете твердо и чем можете поделиться с другими, что — только для себя и поэтому требует дополнительного перевода, а что, как оказывается, вообще не знаете.

 

    Если в какой-то момент подготовки к экзаменам вам начинает казаться, что это выучить невозможно и вы никогда не сможете запомнить всего, что требуется, подумайте о том, сколько по этому предмету вы уже знаете, дайте себе отчет в том, где вы находитесь и сколько вам еще предстоит пройти, чтобы освоить весь материал. Только делать это надо как можно конкретнее. Не: «Ой, мамочки, я ничего не знаю» или «Я все равно ничего не успею, так не лучше ли все это бросить», а отделив легкие или сравнительно легкие для вас вопросы и темы от тех, на которые вы смотрите, как на китайскую грамоту. А затем сосредоточьтесь на том, что вам нужно выучить, как бы перекидывая мостик между знаемым и незнаемым.

 

    Главное, никогда не надо стараться выучить весь учебник наизусть, а надо всегда помнить, что ваша задача не вызубрить, а понять. Поэтому концентрируйте внимание на ключевых мыслях.

 

    Обязательно решайте задачи (по математике, физике), разбирайте предложения, слова (по русскому языку) — в общем научитесь хорошо выполнять практические задания; и не просто выполнять, но и рассказывать полностью, вслух, как вы их выполняли, какой был ход ваших действии и рассуждении.

 

    Готовясь к экзамену, никогда не думайте о том, что провалитесь, но, напротив, мысленно рисуйте себе картину триумфа, легкого победного ответа. Мысли о возможном провале недаром называют саморазрушающими. Они не только мешают вам готовиться, создавая постоянное напряжение и смятение в мыслях, занимая в них главное место, они к тому же как раз и позволяют вам ничего не делать или делать все, спустя рукава (зачем трудиться, если все равно ничего не выйдет). Совет может быть таким: сосредоточьтесь на конкретных задачах, продумывайте программу подготовки на каждый день и четко следуйте ей, обязательно составляя план ответа на каждый вопрос, причем каждый на отдельном листке, чтобы к концу дня вы видели некоторое материальное выражение своего труда.

 

    За несколько дней до экзамена обязательно «проиграйте» мысленно ситуацию экзамена, представьте себе во всех деталях обстановку, комиссию, свой ответ. Старайтесь делать это как можно конкретнее, подробнее. Но — внимание! — сконцентрируйтесь на выборе лучшего ответа, лучшей формы поведения, а на саморазрушающие мысли о провале, о собственных страхах постарайтесь не обращать внимания: не гоните их, но и не «зацикливайтесь» на них.

 

Накануне экзамена

 

    Оставьте один день перед экзаменом на то, чтобы вновь повторить все планы ответов, а перед устным экзаменом пересказать их кому-нибудь или самому себе перед зеркалом так, как будто отвечаете комиссии на экзамене. Не повторяйте билеты по порядку, лучше напишите номера на листочках и тяните, как на экзаменах. Каждый раз, прежде чем рассказать билет, вспомните и запишите план ответа. Если это получилось легко, можете не рассказывать — этот вопрос вы знаете хорошо. Рассказывайте только то, в чем вы чувствуете затруднение. При рассказе пользуйтесь записанным планом — на экзамене можно пользоваться записями, сделанными при подготовке к ответу. Следите при этом за своей позой, жестами, мимикой, голосом. Знайте, что ваша речь, весь ваш вид должны выражать уверенность в себе и своих знаниях. Известно, что голос, поза, жестикуляция не только «выдают» состояние человека, но по принципу обратной связи способны влиять на него, т. е., приняв уверенную позу, начиная говорить спокойным и уверенным голосом, вы в действительности становитесь спокойнее и увереннее в себе.

 

    Если вы волнуетесь, то непосредственно накануне представьте себе ситуацию экзамена во всех красках, со всеми своими чувствами, переживаниями, «страшными мыслями»: вот вы вошли в класс, вот тяните билет, садитесь готовиться, выходите отвечать, отвечаете и т. п. Итак, сначала вы представляете, как у вас дрожат руки или пересыхает в горле, а в голове не осталось ни одной мысли, но вот вы тянете билет, садитесь на место или читаете задание на доске во время письменного экзамена, страх пропадает, вы сосредоточиваетесь и начинаете спокойно готовиться к ответу или выполнять задание. Подходите к экзаменационной комиссии и уверенно отвечаете на все вопросы. Еще раз: представьте себе все как можно конкретнее, в деталях, со всеми чувствами, переживаниями, действиями, но так, как бы вы хотели, чтобы все произошло, как должно произойти при успешной сдаче экзамена.

 

    Естественно, если у вас вообще нет никакого страха перед экзаменом, то не надо его и представлять себе. Однако в этом случае подумайте, не слишком ли вы спокойны. Отсутствие некоторого «предстартового» волнения также часто мешает хорошим ответам.

 

    Если же вы очень боитесь, попробуйте прием, называемый «доведением до абсурда». Постарайтесь как можно сильнее напугать себя. Представьте себе все самые страшные, немыслимые подробности и ужасающие последствия. Если вы занимаетесь вдвоем или в группе, попробуйте посильнее напугать друг друга. Такое предельное усиление страха обычно приводит человека к мысли о том, что бояться, в сущности, нечего и даже самые тяжелые последствия на самом деле не так ужасны.

 

    Каждому известно: для того чтобы полностью подготовиться к экзамену, не хватает всего одной, последней перед ним ночи. Это, однако, ерунда. Вы уже устали, и не надо себя переутомлять. Напротив, с вечера перестаньте готовиться. Умойтесь. Совершите прогулку. Выспитесь как можно лучше, чтобы встать отдохнувшим, с ощущением своего здоровья, силы, даже некоторой агрессивности. Ведь экзамен — это своеобразная борьба, прежде всего борьба обаяний, в которой надо уметь за себя постоять.

 

    По дороге на экзамен не вредно просто пролистать учебник.

 

Во время экзамена

 

    Как вести себя на экзамене? Вот несколько полезных советов.

  1. Взяв билет, прочитав задания на доске, ознакомьтесь с вопросами и начинайте готовиться с того вопроса, выполнять то задание, которое, пусть совсем ненамного, для вас легче.
  2. Напишите примерный план ответа карандашом на чистом листе бумаги. Составьте список всех нюансов, которых вы хотите коснуться в своем ответе. Пишите даже то, что может вначале показаться ненужным, это поможет вам в процессе письма припомнить еще какие-нибудь факты. Если вам удастся это сделать, вы сразу почувствуете некоторое облегчение. Ваши нервы станут спокойнее, голова начнет работать более ясно и четко. Вы как бы освободитесь от нервозности, и вся ваша энергия теперь может быть направлена на ответ на экзаменационный вопрос.
  3. Составление этого небольшого плана, возможно, займет у вас минут 20—25, и вы можете заметить, что многие вокруг уже отложили свои листочки в сторону. Не делайте так: это может потом выйти вам боком. Если есть возможность, прикрепите листок со своим планом к листку с экзаменационными вопросами, и экзаменатор увидит, что вы дали себе труд написать план ответа заранее и что у вас методический склад ума. Когда пройдет 25 мин, вы можете распрямиться и расслабиться, потому что фактически вы уже ответили на вопросы и все, что осталось сделать, — это переписать все начисто. Пока будете переписывать, в голову могут прийти новые мысли, которые позволят шире раскрыть план, написанный карандашом.
  4. Сократите работу экзаменатора. Он или она зачтут это в ваш актив, если вашу работу будет легко читать и делать в ней пометки. Понятный и четкий почерк просто необходим.
  5. Если возможно, сформулируйте краткий ответ на весь вопрос в первом же предложении первого параграфа. Таким образом, вы дадите экзаменатору возможность понять, что смысл вопроса вам ясен и вы имеете правильное представление о предмете.
  6. Если вопрос состоит из нескольких частей, назовите каждую из них и подчеркните подзаголовки: тогда экзаменатор сможет быстро просмотреть вашу работу и сразу увидит, что вам есть что сказать по каждому пункту.
  7. Если вы ведете речь о каких-то гипотезах или включаете в свой ответ даты тех или иных событий, подчеркните их тоже: знание дат сразу бросается в глаза экзаменатору.
  8. Удостоверьтесь, что в готовом ответе есть вступление, основная часть и заключение. Если вы пишете эссе, то во вступлении надо перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, потом в основной части работы надо детально развернуть всю проблему, а в заключение придать ходу своих мыслей завершенность и поставить точку.

 

Что делать, если...

 

  • — вдруг обнаружилось, что вам попался вопрос, по которому вы можете сказать очень немного, не впадайте в панику, а сразу начинайте записывать все, что когда-либо слышали по этому поводу: из телепередачи ли, из кинокомедии ли, из разговора с родителями или друзьями либо из энциклопедии. В процессе написания в голову могут прийти какие-либо мысли, и вы, возможно, вспомните что-нибудь из пройденного в классе или прочитанного. А можно сделать и так. Разделите лист бумаги на две части. На левой напишите, например: «Что я знаю» (или просто поставьте «+»), на правой — «Что мне неизвестно» (или «-»). Смелее пишите в левой части все, что вам приходит в голову по поводу ответа — правила, примеры, отдельные положения и др. Ничего, если все это будет беспорядочно. На правой записывайте вопросы, «дыры», пункты, про которые, как вам кажется, вы ничего не можете сказать. Время от времени просматривайте правую часть и вычеркивайте все, что вспомнили. В конце подготовки обязательно составьте план ответа: лучше ответить не все, но то, что вы знаете, изложить четко и логично, чем как бы сказать все, но делать это хаотично, начиная говорить об одном, потом вдруг переходя к другому, возвращаясь к тому, что забыл, и т. п.;
  • — вообще ничего не знаете, не говорите об этом экзаменатору, а говорите что-нибудь, хоть какую-нибудь ерунду, типа: «Прежде, чем рассказать о творчестве Пушкина, надо поговорить о принципах поэтического творчества вообще...» Хотя, конечно же, лучше играть по правилам;
  • — на полуслове вы забыли, о чем надо говорить. Прежде всего, не «теряйте голову». Сохраните спокойствие, хотя бы внешнее — такое может случиться с каждым! Повторите последнюю фразу, сначала так же, как раньше, а потом, если сможете, другими словами. За это время вспомните план ответа: что вы уже рассказали? К чему эта фраза может относиться? В большинстве случаев это помогает. Если это так — смело продолжайте ответ. Если нет — посмотрите на листок, который вы написали, готовясь к ответу, и начинайте отвечать следующий пункт плана (даже если вам только кажется, что этот пункт следующий). Потом в конце ответа всегда можно вернуться к тому, что пропустили;
  • — вы уже почти кончили отвечать, и тут-то, наконец, вспомнили, о чем хотели сказать, когда «потеряли мысль», или о чем забыли сказать. Ничего страшного. Закончите говорить то, о чем говорили, а затем скажите то, что пропустили. Ни в коем случае не прерывайте ответа ради того, о чем вспомнили. Лучше пусть о чем-то вы скажете в конце, чем весь ответ окажется нелогичным. Не говорите: «Да, я еще забыл сказать о ...» Говорите, например, так: «Вернемся к (название пункта плана). Я хотел бы добавить...» или так: «Кроме того, надо сказать, что ...», «Следует подчеркнуть»;
  • — вас не слушают. Не воспринимайте это как личное оскорбление, не относите на свой счет. Продолжайте ответ, как если бы вы этого не заметили;
  • — экзаменатор в резкой и неприятной форме перебивает вас, требует что-то уточнить, повторить. Или еще хуже, «кидают» неприятные реплики. Кажется, что все сговорились вас завалить. Отвлекитесь от этого. От вас требуется мужество и собранность, умение не показывать обиду. Сконцентрируйте внимание на точном ответе. Отвечайте четко и коротко. Только так вы сможете доказать, что к вам относятся несправедливо. Ни в коем случае не показывайте, что разозлились, и не старайтесь вызвать жалость к себе. Самое эффективное — сохранить чувство собственного достоинства и с достоинством держаться;
  • — вы оговорились, и все стали смеяться. Не переживайте. Это может случиться с каждым. Оговариваются даже профессионалы — дикторы радио и телевидения. Посмейтесь вместе со всеми — и все. Если же оговорку кроме вас вообще никто не заметил, продолжайте говорить дальше, как будто ничего не произошло;
  • — вам задают дополнительный вопрос. Не пугайтесь. Не торопитесь с ответом. Можете сказать, что вам надо немного подумать. Четко определите, к чему относится этот вопрос, какого ответа он требует. Прежде чем говорить, сформулируйте ответ в уме. Времени на это требуется совсем немного;
  • — вы ошиблись. Ну и что? Ошибки бывают у всех. Если вы заметили ошибку и знаете, как ее исправить, сделайте это. Если же не уверены, правилен ваш ответ или нет, продолжайте отвечать, как будто ничего не произошло. Если вам укажут на ошибку и вы не уверены твердо в своей правоте, лучше согласиться. Не бойтесь ошибок! Учитесь, используя ошибки, лучше разбираться в усваиваемом материале;
  • — вам поставили отметку ниже той, на которую вы рассчитывали. Не вступайте в спор, не доказывайте. Во время вступительных экзаменов воспользуйтесь правом на апелляцию.

    И конечно, никогда не забывайте про чувство юмора — пусть оно не покидает вас и во время экзамена.

 

Профилактика экзаменационного стресса

 

Заканчивается учебный год, впереди вас ждут экзамены. Вы готовы к ним? Что вы испытываете накануне?

Фактор тревожности в предэкзаменационный период со слов самих учащихся выражается:

В чувстве изоляции и разобщенности, о чем не могут рассказать ни родителям, ни учителям

В паническом беспокойстве, которое не в силах преодолеть.

В состоянии неуверенности в своих силах, нередко выражаемое жалобой на то, что нет "своих мыслей в голове".

В ощущении, что ничего не смогут успеть в оставшееся до экзаменов время.

В растерянности, из-за неумения отделить главное от второстепенного.

Экзамен - это, безусловно, напряжение. Разубеждать вас в этом не станем. Но давайте будем относиться к ним, как к факту в биографии, как к рубежному шагу: через это все проходили, от этого не умирают.

Как же нужно относиться к экзаменам?

 Самое главное - не преувеличивать и не преуменьшать его значение. А с чем можно его сравнить? Наверное, с итоговой контрольной работой в конце года, но только добавляется еще устный ответ.

 В народе говорят: "Во всем плохом есть что-то хорошее". Давайте и мы с вами попробуем найти плюсы в этом пугающем слове " экзамен":

 Это бесплатный тренировочный шанс для поступления в высшую школу.

 Итак, что же мы имеем со сдачи экзаменов?

Перевод в следующий класс

Получение аттестата

Тренировка

Проверка своих способностей и возможностей

А еще, экзамен - это последняя возможность подставить плечо другу. Совсем скоро вы расстанетесь, возможно, навсегда. Не теряйте ни минуты-

Попробуйте готовиться группами по 2-3 человека. Первый усвоил один вопрос, второй - другой. Рассказали друг другу прочитанный материал. Каждый побывал в роли отвечающего и учителя, объясняя товарищу тот или иной вопрос.

Подумайте, на что вы рассчитываете, идя на экзамен?

На шпаргалки (многие психологи за шпаргалки, которые вы писали сами. В нужный момент нужная информация всплывет в вашей памяти, потому что при письме у вас включается и зрительная, и моторная память).

На родителей (имейте в виду, что родители не всегда знают о реальном положении дел по тому или иному предмету).

На себя (проведите ревизию знаний. Четко оцените свои сильные и слабые стороны знаний по предметам. Быстро ликвидируйте пробелы. Если нужно - позанимайтесь с репетитором. Помните, незнание ведет к незапланированным неудачам, а они сейчас вам совсем не нужны).

Наплевать на все (чем меньше знаем, тем больше гуляем).

Как ни банально это звучит, но для успешной сдачи экзаменов нужен элементарный режим дня.

 -Сон - 8 часов

 -Свежий воздух - 4 часа в день. Идет большой поток информации. Для ее усвоения необходим кислородный обмен. Будет ли у вас "чистый" отдых или вы будите заниматься на пенечке в лесочке либо на балконе - решать вам.

 -Питание - четырехразовое. Введите добавки: мед, орехи, витамины. Исключите кофе. Пейте фиточай.

Во время подготовки к экзаменам вам придется пересмотреть огромную гору литературы.

 Как быть?

Умение работать с текстом

  1. Обзор и просмотр. Ознакомьтесь с оглавлением, просмотрите введение.

 Найдите резюме ( если есть ) - получите представление о книге.

  1. Анализ. Задумайтесь: для чего вы читаете книгу? Грамотный читатель извлечет из книги нужную информацию за короткий промежуток времени.
  2. Ориентация. Перед прочтением раздела ознакомьтесь с заголовками подразделов. Ваше чтение тогда будет целенаправленным и осмысленным.
  3. Активное чтение. По мере чтения выделяйте ключевые мысли, точно формулируйте их на бумаге.
  4. Развитие мысли. Опираясь на записи, проверьте насколько хорошо вы усвоили прочитанное. Попробуйте изложить свою точку зрения.

 

Навыки запоминания.

  1. Ключевые фразы и идеи заносим на бумагу. Не выписывайте целые предложения или абзацы.
  2. Вводные предложения. Задерживаем на них свое внимание в каждом абзаце. Особенно если абзацы большие.
  3. Авторские выводы. Вдумчиво ознакомьтесь с ними.
  4. Сигнальные фразы типа подводя итоги, таким образом, суть вопроса состоит. Не пропустите их. Они говорят о важном.
  5. Схемы. После прочтения проверьте, что запомнили и отразите свои мысли в виде схемы.

Запоминание напрямую зависит от понимания. Что хорошо понятно, то лучше и быстрее запоминается.

 Внимание-Ошибка!

  1. Анализ экзаменационных работ показывает, что ошибка, сделанная в самом начале выполнения задания, влечет за собой другие, что приводит к неверному итоговому результату. Не спешите!
  2. Многие ученики дают прекрасные ответы, но: не на поставленные вопросы. Четко определите, что от вас требуется!
  3. Много времени тратят учащиеся на подробное написание ответов по первым вопросам, в результате последний вопрос либо решается наспех, либо остается без ответа вообще. Возьмите с собой часы, планируйте время!
  4. Экзаменационные работы сдаются без проверки, поэтому в них содержится немало ошибок, которые можно было бы устранить самостоятельно. Будьте внимательны!

Давайте подведем итоги.

  • Живем по режиму
  • Умеем работать с книгой
  • Знаем приемы запоминания
  • Чувствуем себя уверенно

Помним, как выглядит формула стресса: Э- = К*П ( Ии - Ин) (где Э - отрицательные эмоции, К - особенности человека, П - потребности, Ии - информация известная, Ин - информация неизвестная)

Желаю успеха!

 

Как готовится к экзаменам

 Памятка для учащихся

Для того чтобы в кризисной ситуации не терять головы, необходимо не ставить перед собой сверхзадач для достижения сверх цели. Не стоит дожидаться, пока ситуация станет катастрофической.

- начинай готовиться к экзаменам заранее, понемногу, по частям, сохраняя спокойствие.

- Если очень трудно собраться с мыслями, постарайся запомнить сначала самое лёгкое, а потом переходи к изучению трудного материала.

- Ежедневно выполняй упражнения на снятие усталости, достижению расслабления.

Что делать если глаза устали?

В период подготовки к экзаменам увеличивается нагрузка на глаза. Если глаза устали, значит, устал весь организм: ему может не хватить сил для выполнения экзаменационного задания. Нужно сделать так, чтобы глаза отдохнули.

Выполни два любых упражнения:

- посмотри попеременно вверх – вниз (25 сек.), влево – вправо (15 сек.);

- напиши глазами своё имя, отчество и фамилию;

- попеременно фиксируй взгляд на удалённом предмете (20 сек.), потом на листе бумаги перед собой (20 сек.);

- нарисуй квадрат, треугольник – сначала по часовой стрелке, потом в противоположную сторону.

Режим дня

Раздели день на три части:

- готовься к экзаменам 8 часов в день (но не забывай делать мини-перерывы по 10 минут).

- занимайся спортом, гуляй на воздухе, отдыхай.

- спи не менее 8 часов; если есть желание и потребность сделай себе тихий час после обеда.

Питание

Питание должно быть 3-4 разовым, калорийным и богатым витаминами. Употребляй в пищу грецкие орехи, молочные продукты, рыбу, мясо, овощи, фрукты, шоколад. Ещё один совет: перед экзаменом не наедайся.

Место для занятий

Организуй правильно своё рабочее пространство. Поставь на стол предметы или картинку в жёлтой или фиолетовой тональности, поскольку эти цвета повышают интеллектуальную активность.

 

Как запомнить большое количество материала

Повторяй материал по вопросам. Вначале вспомни и обязательно кратко запиши всё, что знаешь, и затем проверь правильность дат, основных фактов. Читая учебник, выделяй главные мысли – это опорный пункты ответа. Научись составлять краткий план ответа отдельно на каждый вопрос на маленьких листочках. В последний день перед экзаменом просмотри листочки с кратким планом ответа.

Очень эффективно, если вы соберётесь компанией и друг другу расскажите, дополните и обсудите ответы на экзаменационные вопросы.

 

Как вести себя во время экзамена

 

  1. Перед экзаменом обязательно выспись.
  2. Все вещи, которые понадобятся на экзамене – одежду, письменные принадлежности, «талисман» – приготовь заранее, в день перед экзаменом. С собой обязательно должны быть: минимум 2 ручки, карандаш, точилка, стиральная резинка, носовой платок
  3. Одежда должна быть спокойных тонов. Постарайся избегать ярких цветов, вызывающих деталей костюма. Всегда помни о чувстве меры.
  4. За день до тестирования постарайся ничего не учить. Если чего-то недоучил, лучше не пытайся. Дай отдохнуть организму.
  5. Смело входи в класс с мыслью, что всё получится.
  6. Сядь удобно выпрями спину. Сосредоточься на словах «Я спокоен, я совершенно спокоен». Повтори их несколько раз. Мысли отгонять не стоит, т.к. это вызовет дополнительное напряжение.
  7. Выполни дыхательные упражнения для снятия напряжения:

- сядь удобно

- сделай глубокий вдох через нос (4-6 сек.),

- задержка дыхания (2-3 сек.),

- медленный плавный выдох.

  1. Слушай преподавателя внимательно, чтобы не отвлекаться в дальнейшем и не задавать лишних вопросов о заполнении документов тестирования. Тебе всё объяснят: как заполнять бланк, какими буквами писать, как его кодировать и т.д.
  2. Постарайся сосредоточиться и забыть об окружающих. Для тебя существуют только часы регламентирующие время, выполнение теста и заполнение бланка. Читай задание до конца. Спешка не должна приводить к тому, что ты поймёшь задание по первым словам, а концовку придумаешь сам.
  3. Просмотри все вопросы и начни с тех, в ответах которых ты не сомневаешься. Тогда ты успокоишься и войдёшь в рабочий ритм.
  4. Когда приступишь к новому заданию, забудь, всё, что было в предыдущем, – как правило, задания в тестах между собой не связаны.
  5. Действуй методом исключения! Последовательно исключай те ответы, которые явно не подходят.
  6. Если ты сомневаешься в правильности ответа, тебе сложно сделать выбор. Доверься интуиции!
  7. Оставь время для проверки своей работы хотя бы для того, чтобы успеть пробежать глазами и заметить явные ошибки.

 

свернуть