Библиотека, медиатека

Положение о библиотеке государственного учреждения образования «Нарочская средняя школа Вилейского района»

  1. Общие положения

1.1.   Библиотека государственного учреждения образования «Нарочская средняя школа Вилейского района» является структурным подразделением учреждения образования, относится к категории специальных библиотек, осуществляет сбор и обеспечивает сохранность документов для их использования всеми участниками образовательного процесса.

Библиотека учреждения образования призвана содействовать образовательному процессу учащихся, осуществлять информационное сопровождение образовательного процесса и обеспечивать права его участников (обучающихся, их законных представителей, педагогических работников, иных работников учреждения образования) на бесплатное пользование информационными ресурсами библиотеки.

1.2. Библиотека ГУО «Нарочская средняя школа Вилейского района» руководствуется в своей деятельности Кодексом Республики Беларусь                    об образовании, другими нормативными и правовыми актами Республики Беларусь по библиотечному делу, распорядительными актами Министерства образования Республики Беларусь, Уставом ГУО «Нарочская средняя школа Вилейского района», распорядительными актами директора школы, настоящим Положением.

1.3. Школьная библиотека осуществляет свою деятельность совместно с педагогическим коллективом школы.

1.4. На республиканском уровне координационную и организационно-методическую работу осуществляет государственное учреждение образования «Академия последипломного образования» (далее – Академия образования).

На региональном уровне функции координационного и методического центра сети библиотек учреждений образования исполняют институты развития образования, которые осуществляют организационно-методическое сопровождение обеспечения учреждений образования областей и города Минска учебными, учебно-методическими изданиями, социально значимой литературой, периодическими изданиями; осуществляют и координируют работу со специалистами управлений (отделов) по образованию, комитета по образованию Мингорисполкома, курирующими работу библиотек учреждений образования, руководителями районных, городских учебно-методических объединений школьных библиотечных работников, заведующими библиотеками, библиотечными работниками учреждений образования, интегрированных библиотек по вопросам информационно-библиотечного сопровождения образовательного процесса.

Институты развития образования обеспечивают повышение квалификации библиотечных работников посредством реализации образовательной программы повышения квалификации руководящих работников и специалистов (не реже одного раза в пять лет), организовывают проведение обучающих курсов (лекторий, тематический семинар, практикум, тренинг, вебинар и иные образовательные мероприятия). 

Руководство библиотекой учреждения образования, контроль за ее деятельностью осуществляет руководитель учреждения образования, который несет ответственность за создание необходимых условий для функционирования библиотеки.

  1. Основные функции школьной библиотеки:
    • осуществление библиотечного и информационно-библиографического обслуживания пользователей, оказанием консультативной помощи педагогам, другим пользователям;
    • обеспечение стационарного и удаленного доступа к национальным и зарубежным образовательным и информационным ресурсам;
    • комплектование библиотечного фонда института печатными     и электронными изданиями;
    • обеспечение каталогизации и библиотечной обработки документов с учетом основных стандартов ведения библиографических записей и форматов заполнения поисковых полей;
    • организация и ведение справочно-поискового аппарата отдела с учетом функционирования электронного каталога и баз данных;
    • осуществление библиографического информирования пользователей;
    • организация социально-культурной, просветительской, рекламно-информационной и досуговой деятельности, формирование информационной культуры и грамотности пользователей;
    • выявление, изучение, обобщение и трансляция эффективного опыта библиотечно-информационной работы по направлениям деятельности отдела.
  1. Содержание работы

В соответствии с основными задачами школы библиотека:

3.1. формирует фонд, соответствующий по содержанию                             ее образовательным, воспитательным и информационным функциям,                    на языках, которые изучаются в школе;

3.2. обеспечивает сохранность фонда и использование его читателями в соответствии с установленными правилами;

3.3. осуществляет библиотечную обработку поступающих в фонд изданий;

3.4. осуществляет справочно-библиографическое обслуживание                     и библиографическое информирование педагогического коллектива                        и учащихся школы, проводит работу по воспитанию культуры чтения, основ библиотечно-библиографической грамотности;

3.5. изучает и направляет чтение учащихся с учетом их возраста, уровня знаний, способствует формированию их читательских интересов.

  1. Правовой статус. Финансирование и материально-техническое обеспечение

4.1. Руководство школы обеспечивает библиотеку помещениями, соответствующими установленным нормативам для обслуживания читателей и хранения библиотечных фондов. Для хранения фонда учебной литературы выделяется отдельное помещение.

4.2. Школьная библиотека имеет штемпель с обозначением своего полного наименования.

4.3. Порядок доступа к фондам, состоящим из зоны открытого                     и закрытого доступа, перечень услуг и условий их предоставления библиотекой определяются «Типовыми правилами пользования школьной библиотекой».

4.4. Библиотека осуществляет свою деятельность на основе плана, ведет документацию в установленном порядке.

4.5. Штат и структура библиотеки утверждаются директором школы.

4.6. Возглавляет школьную библиотеку библиотекарь, который подчиняется непосредственно директору школы и является членом педагогического коллектива школы.

4.7. Работники школьной библиотеки систематически повышают свою квалификацию на курсах в институтах повышения квалификации; на семинарах, проводимых библиотеками - методическими центрами, методическими объединениями.

4.8. Оплата труда работников школьных библиотек производится                       в соответствии с действующим законодательством.

4.9. Библиотечные работники несут ответственность                                  за сохранность фондов в соответствии с действующим законодательством.

4.10.Трудовые отношения работников школьной библиотеки регулируются законодательством Республики Беларусь о труде.

4.11. Библиотека вправе:

* самостоятельно определять содержание и конкретные формы своей деятельности в соответствии с целями и задачами, указанными                          в Положении;

* знакомиться с учебными программами, планами воспитательной работы школы

*получать от педагогического коллектива сведения, необходимые для решения поставленных перед библиотекой задач.

свернуть

ПРАВИЛА ПОЛЬЗОВАНИЯ БИБЛИОТЕКОЙ ГУО «НАРОЧСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА ВИЛЕЙСКОГО РАЙОНА»

 

  1. Настоящие правила устанавливают общие для всех юридических и физических лиц, которые обращаются за услугами библиотеки (далее, если не определено иное, - пользователи), правила пользования библиотеками.
  2. Порядок пользования библиотекой и условия предоставления ее услуг устанавливаются в соответствии с законодательством, положением библиотеки, настоящими правилами.
  3. Пользователи библиотеки имеют право на:

3.1. библиотечное, информационное и справочно-библиографическое обслуживание в соответствии с их потребностями                 и интересами.

3.2. бесплатное получение полной информации о численности и содержании библиотечного фонда;

3.3. бесплатную консультативную помощь в поиске источников информации;

3.4. бесплатное получение для временного использования документы из библиотечного фонда;

3.5. доступ к информационным ресурсам библиотеки;

3.6. участие в культурных мероприятиях, которые проводятся библиотекой;

3.7. использование в зонах обслуживания пользователей библиотеки техничных средств на автономном подключении                           без звуковых сигналов, за исключением копировальных приборов (сканера, аудио-, фото- и видеоаппаратуры), мобильных телефонов и других технических средств в целях фото- и видеосъемки документов из библиотечного фонда;

3.8. пользование услугами библиотеки, в том числе платными;

3.9. другие права в соответствии с актами законодательства.

  1. Лица с ослабленным зрением и лица, лишенные зрения, имеют право на получение документов на специальных материальных носителях информации.
  2. Инвалиды и иные физически ослабленные лица имеют первоочередное право получать документы из библиотечных фондов через нестационарные формы обслуживания.
  3. Пользователи библиотеки обязаны:

6.1. выполнять правила пользования библиотекой;

6.2. бережно относиться к библиотечным фондам;

6.3. в установленные библиотекой сроки возвращать документы, полученные из библиотечных фондов;

6.4. проходить перерегистрацию пользователей библиотеки  в сроки и в соответствии с порядком регистрации пользователей библиотеки;

6.5. при получении документов с дефектами уведомить об этом библиотечного работника;

6.6. выполнять иные обязанности в соответствии с законодательными актами.

  1. Доступ к документам из библиотечных фондов и информационных ресурсов может быть ограничен в случаях, предусмотренных законодательными актами.
  2. Пользователям библиотеки запрещается:

8.1. посещать библиотеку в состоянии алкогольного опьянения, в состоянии, вызванном употреблением наркотических средств, психотропных препаратов, их аналогов, токсичных или иных одурманивающих средств;

8.2. входить в библиотеку с животными, за исключением пользователей библиотеки – лиц с ослабленным зрением и лиц, потерявших зрение, в сопровождении собаки-повадыря;

8.3. вносить в библиотеку печатные издания, колющие и режущие предметы, если иное не предусмотрено правилами пользования библиотеки;

8.4. выносить документы из помещения библиотеки без записи в формах учета, установленных библиотекой;

8.5. вносить и использовать копировальные приборы (сканеры, аудио-, фото- и видеоаппаратуру), мобильные телефоны и иные технические средства в целях фото- и видеосъемки документов                               из библиотечных фондов;

  1. В случае утери, повреждения документов из библиотечных фондов пользователи библиотеки заменяют их идентичными, равноценными документами.
  2. Пользователям библиотеки, которые нарушили сроки возврата документов из библиотечных фондов, до момента возвращения этих документов, выдача новых документов не производится.

 

свернуть

СКОЛЬКО БУДУТ ПЛАТИТЬ ЗА ШКОЛЬНЫЕ УЧЕБНИКИ В 2024/2025 УЧЕБНОМ ГОДУ РОДИТЕЛИ УЧАЩИХСЯ 1-11-ГО КЛАССОВ

СКОЛЬКО ПРИДЕТСЯ ЗАПЛАТИТЬ ЗА УЧЕБНИКИ В 2024/2025 УЧЕБНОМ ГОДУ С 1-ГО ПО 11-Й КЛАСС И ПРЕДУСМОТРЕНЫ ЛИ ЛЬГОТЫ?

Сумма, которую родители школьников должны внести за пользование учебниками и пособиями, небольшая, но по отношению к минувшему учебному году она выросла на 1 руб. 50 коп. Но некоторые семьи имеют право на льготы. Рассказываем, во сколько обойдется комплект учебных пособий для младших школьников, учащихся среднего звена и старшеклассников.

 

Напомним, что цены на школьные учебники, порядок взимания платы и льготные категории плательщиков оговорены в постановлении Совмина от 24 июня 2011 г. №839 с корректировками от 28 августа 2018 г. Документом установлено, что оплата за пользование пособиями для школы привязана к базовой величине и составляет 50% от ее размера, а для дошколят, которые посещают детские сады, – 20%.

Указанная норма распространяется на всех школьников – с 1-го по 11-й класс: учится ли ребенок в начальной школе, в средних классах или уже старшеклассник – это никак не влияет на размер платы за школьные учебники.

Напомним, что постановлением Совета Министров от 27 декабря 2023 г. № 944 с 1 января 2024 г. базовая величина в Беларуси утверждена в размере 40 руб.

Таким образом, заплатить за пользование учебниками родители школьников в 2024/2025 учебном году должны 20 руб., для воспитанников детских садов сумма составляет 8 руб. В прошлом году оплата за школьные пособия была на 1 руб. 50 коп. меньше и составляла 18 руб. 50 коп., поскольку год назад базовая величина в нашей стране равнялась 37 руб.

Стоит обратить внимание, что учебники школьники получат при соблюдении важного условия: полученные в пользование в предыдущем учебном году пособия для занятий (независимо –платно и бесплатно) ребенок должен был вернуть обратно в школьную библиотеку.

Кому положены льготы по оплате учебников?

Государство предусмотрело льготы по оплате за пользование школьными учебниками и пособиями для ребятишек, которые живут и развиваются в многодетных семьях. Такой категории учащихся цена на учебники уменьшена на 50% от утвержденного размера.

Следовательно, многодетным родителям в 2024/2025 учебном году придется уплатить за учебные пособия для своих детей-школьников всего 10 руб. Кто имеет право получить учебники бесплатно?

В список детей, которые могут бесплатно пользоваться школьными учебниками и пособиями, законодатели включили обширную группу из числа: учащихся санаторных школ-интернатов, специальных учебно-воспитательных учреждений и специальных лечебно-воспитательных учреждений; лиц с особенностями психофизического развития; детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; детей-инвалидов в возрасте до 18 лет, инвалидов с детства; детей, которые осваивают содержание образовательной программы дошкольного образования и страдают онкологическими заболеваниями или болеют туберкулезом; школьников, которые воспитываются родителями, получающими в соответствии с законодательством государственные пособия на детей старше 3 лет (правило распространяется не на все такие семьи, а на отдельные категории получателей данного пособия); детей, у которых один из родителей, усыновителей (удочерителей) является инвалидом I или II группы. Какие документы потребуются для получения льготы?

Чтобы получить льготу за пользование учебниками и учебными пособиями на 2024/2025 учебный год, родителям необходимо написать заявление на имя директора школы, а также предоставить соответствующие документы в свое учреждение образования: оригинал и копию удостоверения многодетной семьи, при этом трое детей обязательно должны быть несовершеннолетними; удостоверение инвалида для семей, в которых один или оба родителя инвалиды I или II группы или ребенок-инвалид; справку о получении пособия на детей старше 3-х лет; заключение государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации – для детей с особенностями психофизического развития; единый билет для детей-сирот или справку о том, что ребенок находится под опекой; выписку из медицинских документов – для детей с онкологией или больных туберкулезом. Как производится оплата за школьные учебники?

Оплатить причитающуюся сумму за пользование школьными пособиями родители могут любым удобным способом: через инфокиоск; посетить отделение банка или почтовой связи; воспользоваться системой платежей «Расчет» (ЕРИП). Внести оплату за пользование школьными учебниками нужно до 1 октября 2024 года и предоставить квитанцию в школу.

 

свернуть

ПЛАН РАБОТЫ ШКОЛЬНАЙ БІБЛІЯТЭКІ на 2024/2025 навучальны год

 

Змест работы

Тэрмін выканання

Адказныя

Работа з фондамі. Фарміраванне бібліятэчнага фонду

1.

Фарміраванне фонду бібліятэкі на мовах, якія вывучаюцца ў школе (беларуская, руская, англійская). Забеспячэнне ўмоў для фарміравання фонду на электронных носьбітах

На працягу года

Бібліятэкар

2.

Улік і рух выданняў у існуючых формах бібліятэчнага ўліку фонда. Дыягностыка забяспечаннасці вучняў школы вучэбнымі дапаможнікамі на навучальны год

Згодна з планам

Бібліятэкар

3.

Праверка кніжнага фонду

Пастаянна

Бібліятэкар

4.

Камплектаванне вучэбнымі дапаможнікамі па класах

Жнівень

Бібліятэкар

5.

Выяўленне і спісанне літаратуры (фонды падручнікаў, метадычнай і мастацкай літаратуры)

Верасень; снежань; ліпень

Камісія

6.

Ажыццяўленне падпіскі на перыядычныя выданні

Па паўгоддзям

Бібліятэкар настаўнікі

Даведачна-бібліяграфічны апарат. Арганізацыя і вядзенне

1.

Ажыццяўленне бібліяграфічнай апрацоўкі выданняў, якія паступаюць у бібліятэку

Па меры паступлення

Бібліятэкар

2.

Рэдагаванне картатэкі вучэбных дапаможнікаў

На працягу года

Бібліятэкар

3.

Вядзенне картатэкі па старонках часопісаў

На працягу года

Бібліятэкар

Работа з чытачамі. Інфармацыйнае абслугоўванне

1.

Ажыццяўленне даведачна-бібліяграфічнага абслугоўвання і бібліяграфічнага інфармавання педагагічнага калектыву і вучняў

На працягу года

Бібліятэкар

2.

Прапаганда кнігі і сучасных крыніц атрымання інфармацыі. Дапамога карыстальнікам у авалодванні рацыянальнымі шляхамі атрымання інфармацыі, метадамі работы з ёй

На працягу года

Бібліятэкар

3.

Вывучэнне чытальніцкіх запытаў

Красавік-май

Бібліятэкар

4.

Выяўленне запазычанасці. Гутаркі з класнымі кіраўнікамі пра наведванне вучнямі бібліятэкі. Аналіз фармуляраў чытача

На працягу года

Бібліятэкар класныя кіраўнікі

5.

Правядзенне ўрокаў інфармацыйнай культуры для вучняў

Згодна з планам

Бібліятэкар

6.

Правядзенне “Тыдня дзіцячай і юнацкай кнігі”

Красавік-сакавік

Бібліятэкар, класныя кіраўнікі

7.

Дапамога настаўнікам у арганізацыі прадметных тыдняў, іншых мерапрыемстваў

Па меры неабходнасці

Бібліятэкар

8.

Інфармаванне настаўнікаў-прадметнікаў аб паступленні новай літаратуры па прадметах

Па меры паступлення

Бібліятэкар

9.

Правядзенне работы з актыўнымі чыіачамі па захаванню добрага стану кніг і вучэбных дапаможнікаў

Пастаянна

Бібліятэкар

Рэклама бібліятэкі

1.

Вусная рэкламная дзейнасць падчас перапынкаў, класных гадзін, бацькоўскіх сходаў

На працягу года

Бібліятэкар

2.

Паляпшэнне знешняга выгляду бібліятэкі

На працягу года

Адміністрацыябібліятэкар

3.

Правядзенне Дня адчыненых дзвярэй, прысвечаных Дню бібліятэк

Верасень

Бібліятэкар

Адміністрацыйна-гаспадарчая работа

1.

Выкананне патрабаванняў санітарных правіл і норм, правіл пажарнай бяспекі.

Ажыццяўленне бягучага рамонту памяшкання

Згодна з планам

Бібліятэкар, загадчык гаспадаркі

2.

Набыццё неабходнай бібліятэчнай тэхнікі

На працягу года

Адміністрацыя

3.

Збор макулатуры

Люты, красавік

Бібліятэкар

Павышэнне кваліфікацыі

1.

Самаадукацыя (метадычныя часопічы, інструкцыі па бібліятэчнай справе, навінкі літаратуры, перыядычныя выданні, работа над тэмай па самаадукацыі)

Пастаянна

Бібліятэкар

2.

Удзел у канферэнцыях і семінарах бібліятэкараў раёна

На працягу года

Бібліятэкар

3.

Удзел у рабоце метадычнага аб’яднання настаўнікаў школы

Пастаянна

Бібліятэкар

 

Выхаваўчыя мерапрыемствы

 

Назва мерапрыемства

Тэрмін выканання

Адказны

1.

Падборка літаратуры да першага ўрока

Жнівень

Бібліятэкар

2.

Экспрэс-агляд “Навінкі літаратуры”

Па меры паступлення

Бібліятэкар, настаўнікі

3.

Літаратурная гульня “Давайце знаёмыя кніжкі раскрыем”

14.09.

 

Бібліятэкар, класныя кіраўнікі 1-4 класаў

4.

Кніжная выстава-знаемства “Кліч роднага берага” да 100-годдзя з дня нараджэння А.Вольскага

23.09.

Бібліятэкар

 

5.

Кніжная выстава “Самое дорогое у человека – это жизнь…” да 120-годдзя з дня нараджэння М.Астроўскага

27.09-30.09

Бібліятэкар

6.

Кніжная выстава-экспазіцыя “Чаруючы свет мацярынскай любові”

11.10.

Бібліятэкар

7.

Кніжная выстава-партрэт  “Мятежный парус Лермонтова”

15.10

Бібліятэкар

8.

Конкурсна-гульнявая праграма “Кніжная вясёлка”

25.10.

 

Бібліятэкар, класныя кіраўнікі 5-7 класаў

9.

Літаратурнае падарожжа “Кніжнае царства - мудрая дзяржава”

02.11.2019

 

Бібліятэкар,

класныя кіраўнікі 8-9 класаў

10.

Віктарына “Ці ведаеце вы?”

16.11.2019

Бібліятэкар, класныя кіраўнікі 5-7 класаў

11.

Кніжная выстава “Аблича часу щ творчасци Михася Лынькова” да 125-годдзя з дня нараджэння

29.11.2019

 

Бібліятэкар

 

12.

Прэзентацыя “Па лабірынтах права”

06.12.

Бібліятэкар, класныя кіраўнікі 10-11 класаў

13.

Турнір знатакоў “Літаратурныя загадкі і шарады”

20.12.

Бібліятэкар , класныя кіраўнікі 5-7 класаў

14.

Кніжная выстава “Зімовыя казкі”

23.12-14.01.2025

Бібліятэкар

 

15.

Кніжная выстава “Выбрав честь, он приобрел славу” да 230-годдзя з дня нараджэння А.Грыбаедава

15.01

Бібліятэкар

16.

Літаратурны рынг “Даведайся. Прачытай. Выйграй”

17.01.

 

Бібліятэкар, класныя кіраўнікі 8-9 класаў

17.

Кніжная выстава “Кнігі- юбіляры 2026”

28.01.

Бібліятэкар

18.

Кніжная выстава “Летописец эпохи” да 100-годдзя Івана Навуменкі

14.02-17.02

Бібліятэкар

19.

Літаратурная гульня “Роднай мовы пералівы”

21.02.

 

Бібліятэкар, класныя кіраўнікі 10-11 класаў

20.

Кніжная выстава-знаемства “Барадулін у нашых сэрцах” да 90-годдзя з дня нараджэння

24.02.

Бібліятэкар

21.

Выстава-экспазіцыя “Куточак мой да скону дарагі: пісьменнікі пра Беларусь”

03.03.

 

Бібліятэкар

 

22.

Кніжная выстава “Не пакідайце ж мовы нашай беларускай…” да 185-годдзя  Ф.Багушэвіча

21.03.

Бібліятэкар

23.

Тыдзень дзіцячай і юнацкай кнігі

(па асобнаму плану)

21.03. -28.03.

Бібліятэкар, класныя кіраўнікі 1-11 класаў

24.

Кніжная выстава  “Сказки Андерсена” да 220-годдзя з дня нараджэння

02.04.

Бібліятэкар

 

25.

Літаратурны аукцыён “Кніга ў добрых далонях”

04.04.

 

Бібліятэкар, класныя кіраўнікі 1-4 класаў

 

26.

Кніжная выстава “Да роднага слова з маленства” да 90-годдзя з дня нараджэння А.Клышкі

16.04

Бібліятэкар

27.

Кніжная выстава-агляд “Беражы свой дом, сваю планету”

18.04.

 

Бібліятэкар

 

28.

Кніжная выстава “Пакуль Чарнобыль глядзіць у нашы душы”

25.04.

Бібліятэкар

29.

Гадзіна памяці “Успомнім іх па імёнам”

08.05.

Бібліятэкар, класныя кіраўнікі 5-7 класаў

30.

Кніжная выстава “Пад сямейным парасонам”

14.05.

 

Бібліятэкар

 

31.

Кніжная выстава “Его строка переживет века…” да 120-годдзя з дня нараджэння М.Шолахава

23.05-26.05

Бібліятэкар

32.

Выстава-гульня “Востраў Чыталія на планеце Лета”

23.05.

Бібліятэкар, кл. кіраўнікі

 

 

 

 

свернуть

Профессий вереница на книжных страницах

Книжная выставка-подсказка

«Профессий вереница на книжных страницах»

 

Наверное, нет ни одного человека, перед которым бы не стояла проблема выбора профессии! Если у вас на примете нет специалиста, который даст совет, куда пойти учиться, такого человека заменят книги о профессии: художественные, мемуарные, научно-популярные…

Именно такие книги представлены на книжной выставке-подсказке «Профессий вереница на книжных страницах», которая организована в библиотеке ГУО «Нарочская средняя школа Вилейского района».

Профориентация по книгам – необычный способ выбора профессии. Именно читая книги о деятельности и работе в той или иной отрасли, вы сможете больше узнать о профессии и понять, подходит ли она вам.

На выставке можно познакомиться с уже известными профессиями из справочников «Мир профессий», «Профессии рабочих», из серии «Учащимся о профессиях», а также и с такими новыми профессиями как спичрайтер, имиджмейкер, клипмейкер, хедхантер, мерчендайзер и другие.

Вы сможете познакомиться с выставкой с 10.30 до 14.30.

 

свернуть

ГРАФИК РАБОТЫ БИБЛИОТЕКИ

ГРАФІК РАБОТЫ

бібліятэкі ДУА “Нарацкая сярэдняя школа Вілейскага раёна”

на 2024/2025 навучальны год

 

панядзелак

аўторак

серада

чацвер

пятніца

10.30-15.00

Абед

13.00-13.30

10.30-15.00

Абед

13.00-13.30

10.30-15.00

Абед

13.00-13.30

10.30-15.00

Абед

13.00-13.30

10.30-15.00

Абед

13.00-13.30

 

Санітары дзень – 3-я серада месяца

Бібліятэкар - Насякайла Алена Васільеўна

свернуть

Библиотечный актив

 

Библиотечный актив

 – опора библиотеки

 

 

Основные цели актива библиотеки:

- пропаганда книги;

- развитие творческих способностей ребенка;

- воспитание сотрудничества.

    

 

                             Состав актива:   

  1. Смирнова Анна, учащаяся 11 класса
  2. Шлойдо Виолета, учащаяся 9 класса
  3. Корсак Ульяна, учащаяся 7 класса
  4. Белявская Лиана, учащаяся 4 класса
  5. Тумаш Елизавета, учащаяся 2 класса

 

Работа актива школьной библиотеки

 

  1. I. Направления работы актива школьной библиотеки
  2. Реклама деятельности библиотеки.
  3. Оказание помощи в обработке периодических изданий.
  4. Помощь в организации библиотечного фонда (обработка, расстановка, подготовка к списанию).
  5. Организация книжных выставок.
  6. Помощь в обслуживании читателей на абонементе.
  7. Проверка сохранности учебников. Работа с учебной литературой.
  8. Участие во внеклассных мероприятиях, проводимых библиотекой.
  9. Работа с должниками

ПЛАН РАБОТЫ  актива библиотеки  на 2024 /2025  учебный год 

 

№ п/п

Мероприятие

Сроки проведения

Примечание

1

Рейды по проверке учебников

октябрь, февраль

 

2

Организация, проведение ремонта библиотечных книг

В течение года, итоги – в мае

 

3

Обработка и расстановка книг

В течение года

 

4

Цикл выставок

В течение года

 

5

Составление  и доведение информации до должников школьной библиотеки

Ежеквартально

 

6

Подготовка и проведение мероприятий

В течение года

 

7

Подведение итогов работы за год на заключительном заседании

Май

 

Заседания библиотечного актива проходят в библиотеке школы 1 раз в четверть. На заседаниях выносят актуальные, текущие вопросы.

 

О работе библиотечного актива

Формирование библиотечного актива – одна из задач библиотеки образовательного учреждения. Это привлечение читателей к управлению библиотекой, их участие в работе совещательного органа – библиотечного совета и актива читателей.

Библиотечный актив – это одна из перспективных форм работы с читателями, установление доверительного контакта с ребенком. Активисты до окончания школы остаются первыми помощниками и друзьями библиотеки.

Цель работы библиотечного актива – пропаганда книги, развитие творческих способностей ребенка.

В распоряжении библиотекаря большой выбор средств и методов для достижения этой цели. И в первую очередь наш главный инструмент – книга.

Библиотекарь должен дать ребятам и родителям понятие о библиотеке вообще и библиотечной деятельности. Главное, чтобы дети поняли, что библиотечная профессия многогранна и требует серьезной подготовки.

Актив может выполнять самую разнообразную работу: обрабатывать и расставлять книги, проверять фонд, организовывать книжные выставки, работать с задолжниками, рекламировать деятельность библиотеки, распространять информационные листки со списком книг, необходимых библиотеке, оформлять закладки. В течение года активисты помогают раздавать учебники по классам и следят за их сохранностью, выпускают стенгазеты, участвуют в работе по ремонту книг, рекламируют книжные новинки, помогают библиотекарю в проведении библиотечных мероприятий.

По рекомендации библиотекаря ребята из актива готовят обзоры книг. Дети зачастую выделяют такие аспекты произведений, которые остаются незамеченными взрослыми. После таких обзоров интерес к чтению растет, заметно увеличивается посещаемость библиотеки, а порой на рекомендованные книги устанавливается очередь, так как читательский спрос превосходит возможности библиотеки.

Большую работу могут выполнять ребята, проходящие летнюю практику на базе библиотеки. Это ремонт книг и учебников, выявление задолжников по классам, помощь в проведении ремонта в библиотеке.

Вся работа библиотечного актива проводится по плану работы, составленному на год, а его собрания проходят 1 раз в четверть. Библиотекарь подводит итоги работы актива, анализируя проведенные активистами обзоры новинок литературы, обсуждения книг, викторины.

В результате совместной работы устанавливается более тесный контакт с ребятами, формируется отношение современных детей к профессии библиотекаря. Они оценивают не только профессиональные и деловые качества библиотекаря, но и человеческие: доброжелательность, тактичность, любовь к детям и книгам.

Любовь к детям, творческий подход позволяют создать в библиотеке творческую атмосферу, окрашенную добром и искренностью, в частности и потому, что активисты освобождают библиотекаря от некоторых видов работ, у библиотекаря появляется больше времени для творчества. Работа библиотечного актива не только должна помочь в работе школьного библиотекаря, но и позволит лучше понять современного читателя-школьника, выявить его потребности, узнать мнения по разным проблемам и вопросам.

Использование библиотечного актива должно повысить эффективность деятельности библиотеки, направленной на реализацию задач эстетического, патриотического, духовного, нравственного воспитания школьников, выполнения воспитательной задачи школы.

свернуть

Электронные версии учебников и учебных пособий по учебным предметам

Электронные версии учебников и учебных пособий по учебным предметам

Электронные версии учебников и учебных пособий представлены на сайте НМУ «Национальный институт образования»

Все права защищены. Воспроизведение электронной версии учебного пособия или его части с целью извлечения прибыли (в коммерческих или рекламных целях) без разрешения правообладателя(ей) ЗАПРЕЩЕНО. Нарушение прав правообладателей преследуется по 

закону.

 

свернуть

В библиотеке можно…

В библиотеке можно…

  • Подготовиться к часу информирования
  • Получить библиографическую справку                                       
  •   Подобрать материал для реферата      
  • Найти ответ на интересующий вопрос
  • Поработать с энциклопедическими и справочными изданиями
  • Пользоваться справочно-библиографическим аппаратом
  • Взять книгу почитать на дом
  • Почитать периодику в читальном зале
  • Познакомиться с выставками и новой литературой
  •    Поработать с электронными источниками      информации
  •    Принимать участие в массовых мероприятиях
  •    Получить комплект учебников на учебный год, после оплаты за них 

 

В библиотеке тишина

Совсем иная, чем повсюду,

Мне кажется порой она

В себе утаивает чудо.

В ней слышен зов далеких стран,

В ней скрыты тайны океанов.

Послушный зову моему,

Здесь Дон Кихот на помощь мчится.

Ответ на сотни «Почему?»

На нужных прячется страницах.

свернуть

Ссылки из Интернета для педагогов

Ccылка на интернет-портал Президента Республики Беларусь:

http://president.gov.by/

Ссылки для педагогов:

Белорусский национальный образовательный интернет-портал 

http://www.edu.by 

Министерство образования Республики Беларусь

http://minedu.unibel.by

Управление специального образования Министерства образования

http://asabliva.by

НМУ «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь

http://adu.by

Учреждение «Главный информационно-аналитический центр Министерства образования Республики Беларусь»

http://giac.unibel.by 

ГУО «Академия последипломного образования»

http://academy.edu.by

www.academy.edu.by-  Академия последипломного образования.

www.aversev.com/  - Издательство "Аверсэв"

www.aiv.by/ - Издательство "Адукацыя і выхаванне"

www.bntu.by/mido - Международный институт дистанционного образования БНТУ 

Ссылки для родителей:

www.obrazovanie.by - Каталог образовательных услуг Беларуси. Статьи, книги, полезная информация для учителей, учащихся, родителей.

BelFamili.by - Белорусское семейное интернет сообщество - Всё о семье

сgeud.by - «Центр гигиены и эпидемиологии»

Ccылки для учащихся:

Сайт методической поддержки развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся

http://tvoi-mir.unibel.by

 

УО «Республиканский институт контроля знаний»

http://rikz.unibel.by

ГУО «Минский городской институт развития образования»

http://mgiro.minsk.edu.by/

Минский городской методический портал

http://mp.minsk.edu.by

ГУО «Минский областной институт развития образования»

http://www.moiro.by/

abiturient.by - справочный ресурс для поступающих

brsm.by - Молодёжь Беларуси

www.testirovanie.by - Централизованное тестирование - on-line

dictionaries.html - Словари и справочники на o-db.ru

school - city.by - Белорусский школьный портал

 

свернуть

Обзор книг для подростков

 

altКаждый человек в своей жизни преодолевает период, который взрослые мрачно называют переходным. Это тот возраст, когда человек начинает осознавать самого себя и сравнивать с другими, чаще не в свою пользу. Находясь в поиске разрешения своих проблем, ответа на вопросы, подросток выбирает дорогу, связанную с опасностями.
С кем можно посоветоваться, у кого попросить помощи, поддержки? У родителей? Не всегда мы находимся в доверительных отношениях с ними. У друзей? Так они находятся в таких же раздумьях, да и жизненного опыта у них нет.
В такой ситуации лучше всего выбрать себе в собеседники книгу.
С 1998 г. в серии «Опасный возраст» вышло нескольких книг молодых писателей  о современных подростках, которые находятся в процессе становления, взросления, отсюда и опасения, связанные с его взаимоотношениями с самим собой и окружающим миром.
«Детство кончилось. Прежние авторитеты и запреты рухнули. Множество соблазнов манят, и все хочется попробовать самому. Юность прекрасна своими открытиями, но часто она и трагична», - такой эпиграф предпосылают серии ее создатели.
Авторы этих книг - люди зрелые. Каждый из них прошел «опасный возраст». И своими ощущениями, впечатлениями, уроками, которые они вынесли, хотят с вами поделиться.
В этих произведениях поднимаются разные проблемы: испытание дружбой, первая любовь, выбор компании, взаимоотношения детей и взрослых и другие.

 

В рассказе Ирины Полянской «Выбор» мы знакомимся с двумя подругами. Каждой из них необходимо было сделать свой выбор в жизни.
В 7 «В» пришла новенькая девочка и сразу не вписалась в коллектив. «Света явилась с собственной шкалой ценностей и всегда поступала так, как ей хочется». На все у нее было свое мнение, и она никак не понимала, как можно дружить с классом? «Так не бывает! Или это абстрактное чувство, или утонченное лицемерие. И, в конце концов, — они же серые, они - никакие, и ты хочешь среди них затеряться? Что за беспринципность такая!» И главной героине приходится выбирать: или класс, или Света. Эта дружба была одним из первых уроков, которая преподала действительность.

В следующей повести этого автора «Посланник» главный герой Коля, оставшись рано без отца, пытается самостоятельно постигать жизненные законы, но не всегда у него это получается. Однажды мама наблюдала неприятную ситуацию, в которой оказался Коля, и она не могла не отреагировать на это.
«... Как - то раз мать, поднимаясь по лестнице, услышала как Коля, стоя на площадке первого этажа с товарищем, выругался. Увидев ее, он замер от страха. Мать прошла мимо него, не глядя, властной рукой взяла его за воротник и втащила в квартиру. Товарищ быстренько скатился вниз. Пока она раздевалась в коридоре, Коля стоял съежившись: ждал расплаты. Мать села перед ним на ящик с обувью и тихим серьезным голосом сказала, глядя ему в глаза: «Мне бы хотелось, чтобы ты со всеми людьми разговаривал на одном языке, а не подделывался всякий раз под твоих собеседников. Это недостойно: для одних держать в запасе одни слова, для других — другие. Такое притворство означает, что ты человек, зависимый от каждого - любой может навязать тебе свою манеру общения».

 

Мама приходит сыну на помощь, разъясняя, казалось бы, простые истины, но такие важные в жизни.
Повесть Натальи Соломко «Горбунок» была написана  в конце 90-х годов. У главного героя повести Бориса Горбунова в его детской жизни наступили тяжелые времена: его старший брат уехал в деревню работать учителем, отца он не помнил, по семейной легенде он погиб во время испытания самолета, а мама почему-то всегда находилась на работе, а после работы она устраивала личную жизнь.
Он остался один-одинёшенек со своими проблемами. И в этот момент в их подъезде стали собираться «трудные подростки», мешая всем жильцам своими криками. Тогда Борис пригласил их к себе домой. «Это была самая счастливая пора в этой одинокой его детской зиме: ненавистная пустыня квартиры ожила, в ней появились другие люди, и тепло стало от человеческих голосов и совсем не страшно. А когда в квартиру вернулся брат, и он был занят собой, Горбунок перекочевал в подъезд, где собирались эти «трудные подростки».
«Дружба с «трудными подростками» охраняла его, хлипкого, не умеющего постоять за себя. Он так хорошо устроился в местной жизни, так почувствовал себя своим, что некий таинственный орган под названием душа будто и вправду отмер. И уже не стыдно было, и ничего не ныло внутри».

 

Повесть Елены Матвеевой «Прощай, Офелия!» рассказывает нам историю о подростке, в семье которого пропал близкий ему человек – жена брата Люся. Однажды утром она ушла на работу и вечером не вернулась…
Прошло несколько лет, и он случайно на барахолке увидел свадебное платье Люси, он его узнал по пятнышку зеленки. И с этого момента он начинает расследование.
Перед нами предстает детективная история, в которой главный герой разгадывает  загадочную записку, исписанную «пляшущими человечками»,  узнает подробности о жизни Люси до замужества, знакомится со многими людьми, знавшими Люсю, и в итоге расследует преступление.
Как многие другие подростки Алексей сталкивается с такими ситуациями, в которых ему предстоит сделать выбор. Один из таких случаев касается возможности заработать «легкие деньги», ограбив поезд. В семье денег постоянно не хватало даже на продукты, тем более на модную одежду. Это было очень соблазнительно. Но… Алексей решил, что заработает себе на джинсы честным путем, а его близкий друг считал по-другому.
В одночасье можно круто изменить свою жизнь, поломать ее. И виноват в этом будешь только ты, потому что не продумал следующий шаг, который может последовать после твоего поступка, а иногда, как в этом случае, приходится платить дорогую цену.

 

В повести петербургской писательницы Екатерины Мурашовой «Барабашка - это я» - главный герой Сенька, подросток, обладающий уникальными способностями, которые пугают его. Чтобы примирить свой страх он сбегает из дома в Москву в поисках института, где изучают аномальные явления. Там он знакомится с другими ребятами, как он.
Андрей Воронцов – заведующий клиникой – помогает «барабашкам» управлять своей энергией, чтобы никому не навредить, обучает их «технике безопасности» для себя и других.
Сенька учится медленно, трудно, через чтение и думание, разговоры с Глашкой, другом по несчастью и Воронцовым о жизни, истории, книгах. Ему открывается грустная истина о том, что природа человеческая меняется медленно. Во все времена людьми управляли не только высшие помыслы, но злоба, корысть, жадность, зависть. Как сказала Глашка, «хоть сто книжек прочитай, а люди все те же, где других взять?». На этот вопрос есть только один ответ. И он не раз звучит в книгах серии «Опасный возраст».
События другой повести Екатерины Мурашовай «Обратно он не придет» разворачиваются в наши дни в Санкт-Петербурге. В центре внимания 13-летняя девочка Оля, которая, после развода родителей переехала на новое место жительства. Однажды в ее жизнь входят обитатели привокзальной «полосы отчуждения»: 15-летний Вася и 7-летний Женя. Они беспризорники - живут на улице, питаются, чем придется. Когда-то они жили в детском доме, но сбежали. Причина - бесчеловечность. Так для Оли открывается ранее неведомый мир - взрослый мир со своими проблемами, законами, совсем другая жизнь, о которой она даже не подозревала.
Не получив поддержки со стороны взрослых, Оля делает для ребят то, что может: играет с Женькой, читает ему книжки, устраивает прогулку по центру Петербурга, помогает вести нехитрый быт, буквально спасает внезапно заболевшего малыша благодаря медицинским познаниям, почерпнутыми от бабушки-педиатра.
      Автор истолковывает человечность как сопричастность и соучастие в судьбах других людей. А бесчеловечность – как безразличие.
Главное, что вынесла Оля из этого знакомства, это то, что «трудно в нашем мире оставаться человеком — не лгать, не льстить, не красть, не завидовать, но именно в этом суть жизни, ее стержень. При любых обстоятельствах необходимо оставаться ЧЕЛОВЕКОМ!»

 

Тему беспризорного детства продолжает роман Альберта Лиханова «Никто».
  НИКТО – это не только сокращенное имя и фамилия Николая Топорова – безродного подростка, но и некий символ никомуненужности, которая, увы, стала данностью нашего времени для очень и очень многих детей, брошенных родней и, в сущности, государством, а потому устраивающих свою судьбу кто уж как сможет.
«Беспризорник - маленький человек, не успевший состояться как личность, становится никем, - говорит Альберт Лиханов. - Представьте себе: центры временного содержания, в которые помещают беспризорников, после  некоторого изменения законодательства не имеют права оставлять под своей крышей детей, которые не совершили никакого преступления. Государство не принимает детей, которые сознательно стремятся попасть под его крышу. В нашей стране ликвидирована детская субкультура вообще: нет детского кино, литературы, театра».
Это и есть безродное детство, которое само собой постепенно превращается в отрочество, а потом и в юность. А дальше во взрослость, и немало история людских отношений знает драматических поворотов, когда несчастные  продолжают свое несчастье не только своей собственной судьбой, но и судьбой своих детей.
Герой романа Коля Топоров обречен на беду. Он рвется к удаче, к нормальной жизни, к самостоятельности. Но над ним нет, к печали нашей, распростертой  длани доброты и сострадания. Если эта доброта и встречается, то носит она минутный, как бы мимоходный  характер. Но этого растущему человеку мало.  Он нуждается в любви постоянной, долгосрочной, если хотите, - вечной.
Альберт Лиханов своим романом кричит о бедах русского сиротства, в его защиту, во спасение, во сострадание к тому, кто теперь входит в жизнь, как в чистое поле: ничем не защищен, никем не спасаем.
Роман «Никто» – трудное чтение, но это чтение, предупреждающее против мерзости, беды, обездоленности и одиночества. Недобрый мир, окружающий нас, может и должен быть добрым. Не так легко повернуть его самому же себе улыбчивой стороной – для этого требуется особого рода умение и усилия. Но откуда они у ребенка, от рождения самого росшего в одиночестве?
В финале романа автор обращается к взрослым: «Испугайтесь, люди, своей беспощадности! Не покидайте, матери, детей…»

 

О месте подростка в современном мире, о страшных последствиях эгоизма, безответственности, грубости рассказывает книга Владимира Железникова «Чучело-2 или Игра мотыльков», которая не является продолжением его повести о Лене Бессольцевой.
Герои повести «Чучело-2» несмотря на свой юный возраст еще более жестокие и эгоистичные. Они борются за свое место в жизни любыми средствами, не гнушаясь украсть, обмануть. Они курят, бессовестно пользуются любовью тех, кто их любит.
Читать это произведение нелегко, однако подростки ежедневно сталкиваются с ложью, несправедливостью, и школа для многих из них не стала местом, где можно спастись от всех бед. Хотя в жизни не всегда все устраивается, как хочешь, надо верить в лучшее.

 

Как и в предыдущих книгах, герои повести Лии Симоновой «Круг» еще школьники, но уже перед ним встают недетские проблемы.
В центре повествования старший класс образцово-показательной школы. У ребят складываются непростые отношения с родителями и учителями. Между собой им тоже трудно найти общий язык. Первая любовь и жестокое разочарование, ложь взрослых «во спасение» и преломление ценностей…
Подростки по-разному демонстрируют свою взрослость и запутываются. «Бунтуя, они бежали от самих себя. Ненависть ко всему, что мешало им жить, желание избавиться от оков объединили их, но как же далеки они были друг от друга на самом деле». 

Повесть ставит перед читателем разные вопросы:
Как правильно поступить?
Как не упасть в глазах сверстников?
Как избежать глупых ошибок?
Надо ли подчиняться большинству или стоит найти себя?
Как вырваться из круга, «у которого нет ни начала, ни конца»?

 

 

Герои повести Анатолия Алексина «Безумная Евдокия» - ученики 9 класса, их классный руководитель Евдокия Савельевна, Оля, вокруг которой разворачиваются все события произведения, и ее родители.
Алексин проводит мысль о том, что нельзя бездумно и безгранично злоупотреблять любовью и вниманием близких людей. Эгоистичное, корыстное, иногда просто легкомысленное отношение к близким тебе людям чревато болью, обидой, иногда бедой.
Невнимательная, нечуткая ко всему, что касается человеческих взаимоотношений, Оля становится причиной безумия матери и переворота во внутреннем мире своего отца. 

 

Книга актера, сценариста, режиссера Валерия Приемыхова «Двое с лицами малолетних преступников» рассказывает о двух самых обычных школьниках – Севке Кухтине и Витьке Елхове по прозвищу Винт. Живут они в небольшом городке, попадают в различные, порой необычные ситуации.
В отличие от предыдущих произведений, представленных в этом обзоре, книга Приемыхова не оставляет тяжелого ощущения от безысходности. В ней много юмора. И автор подчеркивает, что и в нашей непростой жизни можно найти много светлого и радостного. 

Смею утверждать, что самый ответственный возраст – подростковый, когда закладываются и укрепляются качества, которые могут стать основой поведения на всю жизнь. Литература, не скрывая жизненных сложностей, может приблизить подростков к постижению нравственных, социальных проблем действительности. Хотелось бы надеяться, что представленные в этом обзоре книги, помогут подросткам понять, что с ними происходит.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Михалева Т.И. Дети и родители: К проблеме взаимоотношений в семье //Школьная библиотека.- 2005.- 5.- С.36-60.
2. Мургина О. Полоса отчуждения // http://www.bibliogid.ru/news/tema/podrostki 
3. Не пустить зло в душу: Обзор произведений подростковой прозы из серии «Опасный возраст» // http://chodb.uu.ru/index.html 
4. Тубельская Г.Н. Не только «Гарри Поттер» //Школьная библиотека.- 2003.- 1.- С.45-50.

свернуть
поделиться в: