Министерство образования Республики Беларусь
Управление по образованию, спорту и туризму Вилейского райисполкома
Государственное учреждение образования
«Нарочская средняя школа Вилейского района»
1.1. Библиотека государственного учреждения образования «Нарочская средняя школа Вилейского района» является структурным подразделением учреждения образования, относится к категории специальных библиотек, осуществляет сбор и обеспечивает сохранность документов для их использования всеми участниками образовательного процесса.
Библиотека учреждения образования призвана содействовать образовательному процессу учащихся, осуществлять информационное сопровождение образовательного процесса и обеспечивать права его участников (обучающихся, их законных представителей, педагогических работников, иных работников учреждения образования) на бесплатное пользование информационными ресурсами библиотеки.
1.2. Библиотека ГУО «Нарочская средняя школа Вилейского района» руководствуется в своей деятельности Кодексом Республики Беларусь об образовании, другими нормативными и правовыми актами Республики Беларусь по библиотечному делу, распорядительными актами Министерства образования Республики Беларусь, Уставом ГУО «Нарочская средняя школа Вилейского района», распорядительными актами директора школы, настоящим Положением.
1.3. Школьная библиотека осуществляет свою деятельность совместно с педагогическим коллективом школы.
1.4. На республиканском уровне координационную и организационно-методическую работу осуществляет государственное учреждение образования «Академия последипломного образования» (далее – Академия образования).
На региональном уровне функции координационного и методического центра сети библиотек учреждений образования исполняют институты развития образования, которые осуществляют организационно-методическое сопровождение обеспечения учреждений образования областей и города Минска учебными, учебно-методическими изданиями, социально значимой литературой, периодическими изданиями; осуществляют и координируют работу со специалистами управлений (отделов) по образованию, комитета по образованию Мингорисполкома, курирующими работу библиотек учреждений образования, руководителями районных, городских учебно-методических объединений школьных библиотечных работников, заведующими библиотеками, библиотечными работниками учреждений образования, интегрированных библиотек по вопросам информационно-библиотечного сопровождения образовательного процесса.
Институты развития образования обеспечивают повышение квалификации библиотечных работников посредством реализации образовательной программы повышения квалификации руководящих работников и специалистов (не реже одного раза в пять лет), организовывают проведение обучающих курсов (лекторий, тематический семинар, практикум, тренинг, вебинар и иные образовательные мероприятия).
Руководство библиотекой учреждения образования, контроль за ее деятельностью осуществляет руководитель учреждения образования, который несет ответственность за создание необходимых условий для функционирования библиотеки.
В соответствии с основными задачами школы библиотека:
3.1. формирует фонд, соответствующий по содержанию ее образовательным, воспитательным и информационным функциям, на языках, которые изучаются в школе;
3.2. обеспечивает сохранность фонда и использование его читателями в соответствии с установленными правилами;
3.3. осуществляет библиотечную обработку поступающих в фонд изданий;
3.4. осуществляет справочно-библиографическое обслуживание и библиографическое информирование педагогического коллектива и учащихся школы, проводит работу по воспитанию культуры чтения, основ библиотечно-библиографической грамотности;
3.5. изучает и направляет чтение учащихся с учетом их возраста, уровня знаний, способствует формированию их читательских интересов.
4.1. Руководство школы обеспечивает библиотеку помещениями, соответствующими установленным нормативам для обслуживания читателей и хранения библиотечных фондов. Для хранения фонда учебной литературы выделяется отдельное помещение.
4.2. Школьная библиотека имеет штемпель с обозначением своего полного наименования.
4.3. Порядок доступа к фондам, состоящим из зоны открытого и закрытого доступа, перечень услуг и условий их предоставления библиотекой определяются «Типовыми правилами пользования школьной библиотекой».
4.4. Библиотека осуществляет свою деятельность на основе плана, ведет документацию в установленном порядке.
4.5. Штат и структура библиотеки утверждаются директором школы.
4.6. Возглавляет школьную библиотеку библиотекарь, который подчиняется непосредственно директору школы и является членом педагогического коллектива школы.
4.7. Работники школьной библиотеки систематически повышают свою квалификацию на курсах в институтах повышения квалификации; на семинарах, проводимых библиотеками - методическими центрами, методическими объединениями.
4.8. Оплата труда работников школьных библиотек производится в соответствии с действующим законодательством.
4.9. Библиотечные работники несут ответственность за сохранность фондов в соответствии с действующим законодательством.
4.10.Трудовые отношения работников школьной библиотеки регулируются законодательством Республики Беларусь о труде.
4.11. Библиотека вправе:
* самостоятельно определять содержание и конкретные формы своей деятельности в соответствии с целями и задачами, указанными в Положении;
* знакомиться с учебными программами, планами воспитательной работы школы
*получать от педагогического коллектива сведения, необходимые для решения поставленных перед библиотекой задач.
3.1. библиотечное, информационное и справочно-библиографическое обслуживание в соответствии с их потребностями и интересами.
3.2. бесплатное получение полной информации о численности и содержании библиотечного фонда;
3.3. бесплатную консультативную помощь в поиске источников информации;
3.4. бесплатное получение для временного использования документы из библиотечного фонда;
3.5. доступ к информационным ресурсам библиотеки;
3.6. участие в культурных мероприятиях, которые проводятся библиотекой;
3.7. использование в зонах обслуживания пользователей библиотеки техничных средств на автономном подключении без звуковых сигналов, за исключением копировальных приборов (сканера, аудио-, фото- и видеоаппаратуры), мобильных телефонов и других технических средств в целях фото- и видеосъемки документов из библиотечного фонда;
3.8. пользование услугами библиотеки, в том числе платными;
3.9. другие права в соответствии с актами законодательства.
6.1. выполнять правила пользования библиотекой;
6.2. бережно относиться к библиотечным фондам;
6.3. в установленные библиотекой сроки возвращать документы, полученные из библиотечных фондов;
6.4. проходить перерегистрацию пользователей библиотеки в сроки и в соответствии с порядком регистрации пользователей библиотеки;
6.5. при получении документов с дефектами уведомить об этом библиотечного работника;
6.6. выполнять иные обязанности в соответствии с законодательными актами.
8.1. посещать библиотеку в состоянии алкогольного опьянения, в состоянии, вызванном употреблением наркотических средств, психотропных препаратов, их аналогов, токсичных или иных одурманивающих средств;
8.2. входить в библиотеку с животными, за исключением пользователей библиотеки – лиц с ослабленным зрением и лиц, потерявших зрение, в сопровождении собаки-повадыря;
8.3. вносить в библиотеку печатные издания, колющие и режущие предметы, если иное не предусмотрено правилами пользования библиотеки;
8.4. выносить документы из помещения библиотеки без записи в формах учета, установленных библиотекой;
8.5. вносить и использовать копировальные приборы (сканеры, аудио-, фото- и видеоаппаратуру), мобильные телефоны и иные технические средства в целях фото- и видеосъемки документов из библиотечных фондов;
СКОЛЬКО ПРИДЕТСЯ ЗАПЛАТИТЬ ЗА УЧЕБНИКИ В 2024/2025 УЧЕБНОМ ГОДУ С 1-ГО ПО 11-Й КЛАСС И ПРЕДУСМОТРЕНЫ ЛИ ЛЬГОТЫ?
Сумма, которую родители школьников должны внести за пользование учебниками и пособиями, небольшая, но по отношению к минувшему учебному году она выросла на 1 руб. 50 коп. Но некоторые семьи имеют право на льготы. Рассказываем, во сколько обойдется комплект учебных пособий для младших школьников, учащихся среднего звена и старшеклассников.
Напомним, что цены на школьные учебники, порядок взимания платы и льготные категории плательщиков оговорены в постановлении Совмина от 24 июня 2011 г. №839 с корректировками от 28 августа 2018 г. Документом установлено, что оплата за пользование пособиями для школы привязана к базовой величине и составляет 50% от ее размера, а для дошколят, которые посещают детские сады, – 20%.
Указанная норма распространяется на всех школьников – с 1-го по 11-й класс: учится ли ребенок в начальной школе, в средних классах или уже старшеклассник – это никак не влияет на размер платы за школьные учебники.
Напомним, что постановлением Совета Министров от 27 декабря 2023 г. № 944 с 1 января 2024 г. базовая величина в Беларуси утверждена в размере 40 руб.
Таким образом, заплатить за пользование учебниками родители школьников в 2024/2025 учебном году должны 20 руб., для воспитанников детских садов сумма составляет 8 руб. В прошлом году оплата за школьные пособия была на 1 руб. 50 коп. меньше и составляла 18 руб. 50 коп., поскольку год назад базовая величина в нашей стране равнялась 37 руб.
Стоит обратить внимание, что учебники школьники получат при соблюдении важного условия: полученные в пользование в предыдущем учебном году пособия для занятий (независимо –платно и бесплатно) ребенок должен был вернуть обратно в школьную библиотеку.
Кому положены льготы по оплате учебников?
Государство предусмотрело льготы по оплате за пользование школьными учебниками и пособиями для ребятишек, которые живут и развиваются в многодетных семьях. Такой категории учащихся цена на учебники уменьшена на 50% от утвержденного размера.
Следовательно, многодетным родителям в 2024/2025 учебном году придется уплатить за учебные пособия для своих детей-школьников всего 10 руб. Кто имеет право получить учебники бесплатно?
В список детей, которые могут бесплатно пользоваться школьными учебниками и пособиями, законодатели включили обширную группу из числа: учащихся санаторных школ-интернатов, специальных учебно-воспитательных учреждений и специальных лечебно-воспитательных учреждений; лиц с особенностями психофизического развития; детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; детей-инвалидов в возрасте до 18 лет, инвалидов с детства; детей, которые осваивают содержание образовательной программы дошкольного образования и страдают онкологическими заболеваниями или болеют туберкулезом; школьников, которые воспитываются родителями, получающими в соответствии с законодательством государственные пособия на детей старше 3 лет (правило распространяется не на все такие семьи, а на отдельные категории получателей данного пособия); детей, у которых один из родителей, усыновителей (удочерителей) является инвалидом I или II группы. Какие документы потребуются для получения льготы?
Чтобы получить льготу за пользование учебниками и учебными пособиями на 2024/2025 учебный год, родителям необходимо написать заявление на имя директора школы, а также предоставить соответствующие документы в свое учреждение образования: оригинал и копию удостоверения многодетной семьи, при этом трое детей обязательно должны быть несовершеннолетними; удостоверение инвалида для семей, в которых один или оба родителя инвалиды I или II группы или ребенок-инвалид; справку о получении пособия на детей старше 3-х лет; заключение государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации – для детей с особенностями психофизического развития; единый билет для детей-сирот или справку о том, что ребенок находится под опекой; выписку из медицинских документов – для детей с онкологией или больных туберкулезом. Как производится оплата за школьные учебники?
Оплатить причитающуюся сумму за пользование школьными пособиями родители могут любым удобным способом: через инфокиоск; посетить отделение банка или почтовой связи; воспользоваться системой платежей «Расчет» (ЕРИП). Внести оплату за пользование школьными учебниками нужно до 1 октября 2024 года и предоставить квитанцию в школу.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
№ |
Назва мерапрыемства |
Тэрмін выканання |
Адказны |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. |
Падборка літаратуры да першага ўрока |
Жнівень |
Бібліятэкар |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. |
Экспрэс-агляд “Навінкі літаратуры” |
Па меры паступлення |
Бібліятэкар, настаўнікі |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. |
Літаратурная гульня “Давайце знаёмыя кніжкі раскрыем” |
14.09.
|
Бібліятэкар, класныя кіраўнікі 1-4 класаў |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4. |
Кніжная выстава-знаемства “Кліч роднага берага” да 100-годдзя з дня нараджэння А.Вольскага |
23.09. |
Бібліятэкар
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5. |
Кніжная выстава “Самое дорогое у человека – это жизнь…” да 120-годдзя з дня нараджэння М.Астроўскага |
27.09-30.09 |
Бібліятэкар |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6. |
Кніжная выстава-экспазіцыя “Чаруючы свет мацярынскай любові” |
11.10. |
Бібліятэкар |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7. |
Кніжная выстава-партрэт “Мятежный парус Лермонтова” |
15.10 |
Бібліятэкар |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8. |
Конкурсна-гульнявая праграма “Кніжная вясёлка” |
25.10.
|
Бібліятэкар, класныя кіраўнікі 5-7 класаў |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
9. |
Літаратурнае падарожжа “Кніжнае царства - мудрая дзяржава” |
02.11.2019
|
Бібліятэкар, класныя кіраўнікі 8-9 класаў |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
10. |
Віктарына “Ці ведаеце вы?” |
16.11.2019 |
Бібліятэкар, класныя кіраўнікі 5-7 класаў |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
11. |
Кніжная выстава “Аблича часу щ творчасци Михася Лынькова” да 125-годдзя з дня нараджэння |
29.11.2019
|
Бібліятэкар
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
12. |
Прэзентацыя “Па лабірынтах права” |
06.12. |
Бібліятэкар, класныя кіраўнікі 10-11 класаў |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
13. |
Турнір знатакоў “Літаратурныя загадкі і шарады” |
20.12. |
Бібліятэкар , класныя кіраўнікі 5-7 класаў |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
14. |
Кніжная выстава “Зімовыя казкі” |
23.12-14.01.2025 |
Бібліятэкар
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
15. |
Кніжная выстава “Выбрав честь, он приобрел славу” да 230-годдзя з дня нараджэння А.Грыбаедава |
15.01 |
Бібліятэкар |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
16. |
Літаратурны рынг “Даведайся. Прачытай. Выйграй” |
17.01.
|
Бібліятэкар, класныя кіраўнікі 8-9 класаў |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
17. |
Кніжная выстава “Кнігі- юбіляры 2026” |
28.01. |
Бібліятэкар |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
18. |
Кніжная выстава “Летописец эпохи” да 100-годдзя Івана Навуменкі |
14.02-17.02 |
Бібліятэкар |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
19. |
Літаратурная гульня “Роднай мовы пералівы” |
21.02.
|
Бібліятэкар, класныя кіраўнікі 10-11 класаў |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
20. |
Кніжная выстава-знаемства “Барадулін у нашых сэрцах” да 90-годдзя з дня нараджэння |
24.02. |
Бібліятэкар |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
21. |
Выстава-экспазіцыя “Куточак мой да скону дарагі: пісьменнікі пра Беларусь” |
03.03.
|
Бібліятэкар
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
22. |
Кніжная выстава “Не пакідайце ж мовы нашай беларускай…” да 185-годдзя Ф.Багушэвіча |
21.03. |
Бібліятэкар |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
23. |
Тыдзень дзіцячай і юнацкай кнігі (па асобнаму плану) |
21.03. -28.03. |
Бібліятэкар, класныя кіраўнікі 1-11 класаў |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
24. |
Кніжная выстава “Сказки Андерсена” да 220-годдзя з дня нараджэння |
02.04. |
Бібліятэкар
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
25. |
Літаратурны аукцыён “Кніга ў добрых далонях” |
04.04.
|
Бібліятэкар, класныя кіраўнікі 1-4 класаў
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
26. |
Кніжная выстава “Да роднага слова з маленства” да 90-годдзя з дня нараджэння А.Клышкі |
16.04 |
Бібліятэкар |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
27. |
Кніжная выстава-агляд “Беражы свой дом, сваю планету” |
18.04.
|
Бібліятэкар
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
28. |
Кніжная выстава “Пакуль Чарнобыль глядзіць у нашы душы” |
25.04. |
Бібліятэкар |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
29. |
Гадзіна памяці “Успомнім іх па імёнам” |
08.05. |
Бібліятэкар, класныя кіраўнікі 5-7 класаў |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
30. |
Кніжная выстава “Пад сямейным парасонам” |
14.05.
|
Бібліятэкар
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
31. |
Кніжная выстава “Его строка переживет века…” да 120-годдзя з дня нараджэння М.Шолахава |
23.05-26.05 |
Бібліятэкар |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
32. |
Выстава-гульня “Востраў Чыталія на планеце Лета” |
23.05. |
Бібліятэкар, кл. кіраўнікі |
Книжная выставка-подсказка
«Профессий вереница на книжных страницах»
Наверное, нет ни одного человека, перед которым бы не стояла проблема выбора профессии! Если у вас на примете нет специалиста, который даст совет, куда пойти учиться, такого человека заменят книги о профессии: художественные, мемуарные, научно-популярные…
Именно такие книги представлены на книжной выставке-подсказке «Профессий вереница на книжных страницах», которая организована в библиотеке ГУО «Нарочская средняя школа Вилейского района».
Профориентация по книгам – необычный способ выбора профессии. Именно читая книги о деятельности и работе в той или иной отрасли, вы сможете больше узнать о профессии и понять, подходит ли она вам.
На выставке можно познакомиться с уже известными профессиями из справочников «Мир профессий», «Профессии рабочих», из серии «Учащимся о профессиях», а также и с такими новыми профессиями как спичрайтер, имиджмейкер, клипмейкер, хедхантер, мерчендайзер и другие.
Вы сможете познакомиться с выставкой с 10.30 до 14.30.
ГРАФІК РАБОТЫ
бібліятэкі ДУА “Нарацкая сярэдняя школа Вілейскага раёна”
на 2024/2025 навучальны год
панядзелак |
аўторак |
серада |
чацвер |
пятніца |
10.30-15.00 Абед 13.00-13.30 |
10.30-15.00 Абед 13.00-13.30 |
10.30-15.00 Абед 13.00-13.30 |
10.30-15.00 Абед 13.00-13.30 |
10.30-15.00 Абед 13.00-13.30 |
Санітары дзень – 3-я серада месяца
Бібліятэкар - Насякайла Алена Васільеўна
Библиотечный актив
– опора библиотеки
Основные цели актива библиотеки:
- пропаганда книги;
- развитие творческих способностей ребенка;
- воспитание сотрудничества.
Состав актива:
Работа актива школьной библиотеки
ПЛАН РАБОТЫ актива библиотеки на 2024 /2025 учебный год
№ п/п |
Мероприятие |
Сроки проведения |
Примечание |
1 |
Рейды по проверке учебников |
октябрь, февраль |
|
2 |
Организация, проведение ремонта библиотечных книг |
В течение года, итоги – в мае |
|
3 |
Обработка и расстановка книг |
В течение года |
|
4 |
Цикл выставок |
В течение года |
|
5 |
Составление и доведение информации до должников школьной библиотеки |
Ежеквартально |
|
6 |
Подготовка и проведение мероприятий |
В течение года |
|
7 |
Подведение итогов работы за год на заключительном заседании |
Май |
|
Заседания библиотечного актива проходят в библиотеке школы 1 раз в четверть. На заседаниях выносят актуальные, текущие вопросы.
О работе библиотечного актива
Формирование библиотечного актива – одна из задач библиотеки образовательного учреждения. Это привлечение читателей к управлению библиотекой, их участие в работе совещательного органа – библиотечного совета и актива читателей.
Библиотечный актив – это одна из перспективных форм работы с читателями, установление доверительного контакта с ребенком. Активисты до окончания школы остаются первыми помощниками и друзьями библиотеки.
Цель работы библиотечного актива – пропаганда книги, развитие творческих способностей ребенка.
В распоряжении библиотекаря большой выбор средств и методов для достижения этой цели. И в первую очередь наш главный инструмент – книга.
Библиотекарь должен дать ребятам и родителям понятие о библиотеке вообще и библиотечной деятельности. Главное, чтобы дети поняли, что библиотечная профессия многогранна и требует серьезной подготовки.
Актив может выполнять самую разнообразную работу: обрабатывать и расставлять книги, проверять фонд, организовывать книжные выставки, работать с задолжниками, рекламировать деятельность библиотеки, распространять информационные листки со списком книг, необходимых библиотеке, оформлять закладки. В течение года активисты помогают раздавать учебники по классам и следят за их сохранностью, выпускают стенгазеты, участвуют в работе по ремонту книг, рекламируют книжные новинки, помогают библиотекарю в проведении библиотечных мероприятий.
По рекомендации библиотекаря ребята из актива готовят обзоры книг. Дети зачастую выделяют такие аспекты произведений, которые остаются незамеченными взрослыми. После таких обзоров интерес к чтению растет, заметно увеличивается посещаемость библиотеки, а порой на рекомендованные книги устанавливается очередь, так как читательский спрос превосходит возможности библиотеки.
Большую работу могут выполнять ребята, проходящие летнюю практику на базе библиотеки. Это ремонт книг и учебников, выявление задолжников по классам, помощь в проведении ремонта в библиотеке.
Вся работа библиотечного актива проводится по плану работы, составленному на год, а его собрания проходят 1 раз в четверть. Библиотекарь подводит итоги работы актива, анализируя проведенные активистами обзоры новинок литературы, обсуждения книг, викторины.
В результате совместной работы устанавливается более тесный контакт с ребятами, формируется отношение современных детей к профессии библиотекаря. Они оценивают не только профессиональные и деловые качества библиотекаря, но и человеческие: доброжелательность, тактичность, любовь к детям и книгам.
Любовь к детям, творческий подход позволяют создать в библиотеке творческую атмосферу, окрашенную добром и искренностью, в частности и потому, что активисты освобождают библиотекаря от некоторых видов работ, у библиотекаря появляется больше времени для творчества. Работа библиотечного актива не только должна помочь в работе школьного библиотекаря, но и позволит лучше понять современного читателя-школьника, выявить его потребности, узнать мнения по разным проблемам и вопросам.
Использование библиотечного актива должно повысить эффективность деятельности библиотеки, направленной на реализацию задач эстетического, патриотического, духовного, нравственного воспитания школьников, выполнения воспитательной задачи школы.
Электронные версии учебников и учебных пособий по учебным предметам
Электронные версии учебников и учебных пособий представлены на сайте НМУ «Национальный институт образования»
Все права защищены. Воспроизведение электронной версии учебного пособия или его части с целью извлечения прибыли (в коммерческих или рекламных целях) без разрешения правообладателя(ей) ЗАПРЕЩЕНО. Нарушение прав правообладателей преследуется по
закону.
В библиотеке можно…
В библиотеке тишина
Совсем иная, чем повсюду,
Мне кажется порой она
В себе утаивает чудо.
В ней слышен зов далеких стран,
В ней скрыты тайны океанов.
Послушный зову моему,
Здесь Дон Кихот на помощь мчится.
Ответ на сотни «Почему?»
На нужных прячется страницах.
Ccылка на интернет-портал Президента Республики Беларусь:
Ссылки для педагогов:
Белорусский национальный образовательный интернет-портал
Министерство образования Республики Беларусь
Управление специального образования Министерства образования
НМУ «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь
Учреждение «Главный информационно-аналитический центр Министерства образования Республики Беларусь»
ГУО «Академия последипломного образования»
www.academy.edu.by- Академия последипломного образования.
www.aversev.com/ - Издательство "Аверсэв"
www.aiv.by/ - Издательство "Адукацыя і выхаванне"
www.bntu.by/mido - Международный институт дистанционного образования БНТУ
Ссылки для родителей:
www.obrazovanie.by - Каталог образовательных услуг Беларуси. Статьи, книги, полезная информация для учителей, учащихся, родителей.
BelFamili.by - Белорусское семейное интернет сообщество - Всё о семье
сgeud.by - «Центр гигиены и эпидемиологии»
Ccылки для учащихся:
Сайт методической поддержки развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся
УО «Республиканский институт контроля знаний»
ГУО «Минский городской институт развития образования»
Минский городской методический портал
ГУО «Минский областной институт развития образования»
abiturient.by - справочный ресурс для поступающих
brsm.by - Молодёжь Беларуси
www.testirovanie.by - Централизованное тестирование - on-line
dictionaries.html - Словари и справочники на o-db.ru
school - city.by - Белорусский школьный портал
Каждый человек в своей жизни преодолевает период, который взрослые мрачно называют переходным. Это тот возраст, когда человек начинает осознавать самого себя и сравнивать с другими, чаще не в свою пользу. Находясь в поиске разрешения своих проблем, ответа на вопросы, подросток выбирает дорогу, связанную с опасностями.
|
В рассказе Ирины Полянской «Выбор» мы знакомимся с двумя подругами. Каждой из них необходимо было сделать свой выбор в жизни. В следующей повести этого автора «Посланник» главный герой Коля, оставшись рано без отца, пытается самостоятельно постигать жизненные законы, но не всегда у него это получается. Однажды мама наблюдала неприятную ситуацию, в которой оказался Коля, и она не могла не отреагировать на это.
|
Мама приходит сыну на помощь, разъясняя, казалось бы, простые истины, но такие важные в жизни.
|
Повесть Елены Матвеевой «Прощай, Офелия!» рассказывает нам историю о подростке, в семье которого пропал близкий ему человек – жена брата Люся. Однажды утром она ушла на работу и вечером не вернулась…
|
В повести петербургской писательницы Екатерины Мурашовой «Барабашка - это я» - главный герой Сенька, подросток, обладающий уникальными способностями, которые пугают его. Чтобы примирить свой страх он сбегает из дома в Москву в поисках института, где изучают аномальные явления. Там он знакомится с другими ребятами, как он.
|
Тему беспризорного детства продолжает роман Альберта Лиханова «Никто».
|
О месте подростка в современном мире, о страшных последствиях эгоизма, безответственности, грубости рассказывает книга Владимира Железникова «Чучело-2 или Игра мотыльков», которая не является продолжением его повести о Лене Бессольцевой.
|
Как и в предыдущих книгах, герои повести Лии Симоновой «Круг» еще школьники, но уже перед ним встают недетские проблемы. Повесть ставит перед читателем разные вопросы:
|
Герои повести Анатолия Алексина «Безумная Евдокия» - ученики 9 класса, их классный руководитель Евдокия Савельевна, Оля, вокруг которой разворачиваются все события произведения, и ее родители.
|
Книга актера, сценариста, режиссера Валерия Приемыхова «Двое с лицами малолетних преступников» рассказывает о двух самых обычных школьниках – Севке Кухтине и Витьке Елхове по прозвищу Винт. Живут они в небольшом городке, попадают в различные, порой необычные ситуации. Смею утверждать, что самый ответственный возраст – подростковый, когда закладываются и укрепляются качества, которые могут стать основой поведения на всю жизнь. Литература, не скрывая жизненных сложностей, может приблизить подростков к постижению нравственных, социальных проблем действительности. Хотелось бы надеяться, что представленные в этом обзоре книги, помогут подросткам понять, что с ними происходит. ЛИТЕРАТУРА: 1. Михалева Т.И. Дети и родители: К проблеме взаимоотношений в семье //Школьная библиотека.- 2005.- 5.- С.36-60. |