РАС

Международная акция «Зажги синим»

Что такое аутизм

Расстройства аутистического спектра (РАС)

Определение Аутизм, а точнее - расстройства аутистического спектра (РАС), – это группа психических расстройств, которые характеризуются нарушениями в социальном взаимодействии и коммуникации – процессе общения и передачи информации другим людям. При аутизме наблюдается ограниченное, стереотипное, повторяющееся поведение. У разных пациентов нарушения выражены в разной степени, при этом они могут как сопровождаться, так и не сопровождаться нарушениями речевого и интеллектуального развития. Первые признаки заболевания отмечаются уже в младенчестве или раннем детском возрасте, аномалии социального функционирования и особенностей поведения сохраняются на протяжении всей жизни.

Причины появления аутизма Причины расстройств аутистического спектра изучены не до конца, но считается, что ведущее значение имеют генетические факторы. Известно, что риск рождения ребенка с РАС повышается с возрастом родителей. Возможна связь между возникновением РАС у ребенка и особенностями течения беременности: недоношенность плода, использование матерью во время беременности препаратов вальпроевой кислоты для лечения эпилепсии, маниакально-депрессивного психоза, мигрени, а также гестационный диабет у матери (сахарный диабет, развивающийся во время беременности). Вряд ли какой-либо из этих факторов имеет решающее значение в развитии РАС, но может реализоваться во взаимодействии с генетической предрасположенностью.

Аутизм чаще диагностируются у мальчиков, соотношение по полу примерно 3:1.

С середины 90-х годов существовали опасения по поводу возможной связи вакцинации с возникновением РАС. Современные эпидемиологические данные указывают на отсутствие такой связи. Более того, не существует и подтверждения связи между применением вакцин и риском возникновения РАС даже при вакцинации детей из группы риска - братьев и сестер детей с РАС. Доказано, что содержащиеся в инактивированных вакцинах консервант тиомерсал и адъювант алюминий не повышают вероятность РАС у привитых детей. По данным множества международных исследований, изменения прививочного календаря, изъятие каких-либо вакцин и их компонентов не влияло на частоту встречаемости РАС. Классификация заболевания В зависимости от количества симптомов и их выраженности выделяют три основных вида РАС: детский аутизм, атипичный аутизм и синдром Аспергера.

Синдром Аспергера является наиболее мягкой формой РАС – интеллект не страдает, изменения могут расцениваться как особенности личности и не мешать профессиональному развитию и социальной адаптации человека.

Существует деление РАС в зависимости от наличия или отсутствия расстройств интеллекта и способности человека использовать устную или письменную речь в качестве средства для выражения потребностей или желаний. Симптомы аутизма Основные проявления РАС - нарушения в области социального взаимодействия, коммуникации (аномалии в общении) и ограниченное, стереотипное, повторяющееся поведение. Кроме того, у пациентов часто встречаются другие неспецифические проблемы: различные фобии (страхи), нарушения сна и питания, агрессия и аутоагрессия (агрессия, направленная на самого себя). Вопреки распространенному мнению, расстройства аутистического спектра в большинстве случаев не связаны с высоким уровнем интеллекта, хотя некоторые пациенты могут обладать незаурядными способностями в какой-то области знаний. Остановимся подробнее на описании основных проявлений болезни. Нарушения социального взаимодействия и социальной коммуникации. Родители обращают внимание на то, что ребенок редко использует зрительный контакт, жестикуляцию, мимику и позу для регуляции социального взаимодействия, у него снижена заинтересованность во взаимодействии со сверстниками и взрослыми. Ребенок может не разговаривать или начать говорить с сильной задержкой, а если и говорит – не начинает беседу, не задает вопросы, общается исключительно на интересующие его темы; может многократно повторять одни и те же слова и фразы. У малыша отсутствует желание идти на руки, он не всегда выделяет родителей среди других людей. Такие дети не смотрят на собеседника, могут не реагировать на обращенную к ним речь, на просьбы, не откликаться на имя, они не вступают или неохотно вступают в диалог, не улыбаются в ответ.

Часто у ребенка с аутизмом можно наблюдать необычное поведение, например, нарушение телесных границ, отсутствие смущения или избыточную тревогу при взаимодействии с новыми людьми, однообразные сценарии в общении.

В возрасте старше 7 лет у некоторых детей с РАС сохраняется отсутствие речи или наблюдается минимальный набор слов. Другие дети, начиная общаться, не могут выстраивать длительные дружеские отношения и учитывать социальные правила. Проблемой многих старших детей и взрослых с аутизмом становится неумение понимать и чувствовать состояние других людей, их настроение.

Людям с РАС свойственны наивность, простодушие, они плохо понимают иронию и юмор, испытывают сложности в поддержании диалога и понимании правил поведения.

У многих пациентов с РАС сохраняются чрезмерная или, наоборот, отсутствующая жестикуляция, нестойкий или избыточный зрительным контакт. Стереотипное, повторяющееся поведение, ограниченные интересы и увлечения. За исключением синдрома Аспергера у большинства пациентов присутствует снижение интеллекта различной степени выраженности. Детям с РАС свойственна своеобразная игровая деятельность, например, ребенок может использовать игрушки необычным образом: разбрасывать, облизывать или совершать другие однообразные манипуляции. Уже в раннем детстве часто проявляются избирательные интересы – например, это может быть изучение движущихся предметов, увлечение узкими темами (интерес к алфавиту, цифрам, названиям и отдельным характеристикам предметов). Такие дети испытывают выраженные затруднения при необходимости переключить внимание. С возрастом набор симптомов может меняться по содержанию и степени выраженности. Многим детям старшего возраста и взрослым свойственна негибкость мышления, проявляющаяся отсутствием реакции на меняющиеся условия внешней среды, сложность усвоения и использования новой информации, практических навыков, излишняя склонность к детализации. Диагностика аутизма При сборе жалоб и осмотре врач обращает внимание на особенности поведения пациента, проводит оценку текущего психиатрического статуса и уровня развития.

Для уточнения диагноза и повышения точности клинической диагностики используют дополнительные стандартизированные методики, относящиеся к «золотому стандарту»: ADOS-II и ADI-R.

ADOS-II – тестирование, которое проводит детский или взрослый психиатр или клинический психолог. Оно заключается в наблюдении за пациентом, выполняющим в игровой форме определенные задания. В зависимости от возраста, способности говорить и играть врач выбирает тот или иной модуль – разновидность тестирования. Модули различаются по сложности предлагаемых игр, занятий и наличию речевых заданий. 1-й модуль используется для детей, говорящих отдельными словами. 2-й – для детей, использующих предложения из нескольких слов. 3-й – для свободно общающихся детей. 4-й – для свободно общающихся подростков и взрослых. С помощью определенного набора игрушек, предметов специалист создает различные игровые ситуации. Он наблюдает за выполнением работы, оценивая мимику, слова, способы решения предлагаемых задач. Выполнение заданий длится около часа, после чего специалист обрабатывает результаты теста и оформляет заключение. Обычно тест записывается на видео, что помогает постановке более точного диагноза и предоставляет возможность оценить состояние ребенка иным специалистам. ADOS-II не является единственным критерием для постановки диагноза. В качестве дополнительного теста для сбора большего количества данных может использоваться скрининг ADI-R. ADI-R – интервью, содержащее около 100 вопросов, которое проводит психолог или психиатр; но не с пациентом, а с его родителями или другими близкими людьми. Вопросы направлены на оценку:

  • качества социального контакта;
  • качества коммуникации и речевых особенностей,
  • модели поведения (повторяющиеся, ограниченные или стереотипные действия).

Для уточнения непосредственной причины РАС детям и подросткам с уже установленным диагнозом может быть рекомендовано генетическое обследование. Его составляют по индивидуальному плану с привлечением врачей-генетиков или других специалистов. Инструментальные методы обследования имеют второстепенное значение, не являясь ведущими в диагностике РАС. Проведение электроэнцефалографии (ЭЭГ), компьютерной томографии (КТ) головного мозга, магнитно-резонансной томографии (МРТ) головного мозга не рекомендуются всем детям и подросткам с РАС или подозрением на РАС. С одной стороны, это связано с тем, что при проведении обследования возможны затруднения из-за специфических для РАС нарушений коммуникативных и поведенческих навыков у пациента. С другой, – эти исследования не могут подтвердить или опровергнуть диагноз «расстройство аутистического спектра», но могут быть показаны для постановки диагноза и определения тактики лечения при подозрении на наличие других расстройств, например, при эпилепсии, опухоли головного мозга. К каким врачам обращаться Заподозрить аутизм может  врач-педиатр. Подтверждает диагноз, назначает терапию и наблюдает больных детский, а затем взрослый психиатр, невропатолог, психолог. Лечение аутизма Непосредственного лечения РАС на сегодняшний день не существует. Назначаемые лекарства, например, из группы антидепрессантов, могут помочь в решении различных неспецифических проблем - нарушений сна и питания, повышенной раздражительности, приступов агрессии, направленных на себя или окружающих. Основные методы лечения РАС носят преимущественно немедикаментозный характер. Они включают образовательную и психологическую помощь, направленную на социализацию человека с РАС, - чем раньше начато оказание помощи, тем лучше прогноз развития ребенка. Существует много методов лечения и помощи пациентам с РАС, которые не имеют подтвержденной эффективности: безглютеновые и безказеиновые диеты, микрополяризация мозга, метод Томатиса, биоакустическая коррекция, арт-терапия, а также иппотерапия, дельфинотерапия и многие другие. Если родители настаивают на применении этих методов, важно понимать, что их не следует использовать вместо основной программы лечения. Нередко в лечении пациентов с РАС используются ноотропные и пептидные препараты. В настоящее время нет убедительных доказательств их способности повлиять на развитие когнитивных и речевых навыков. Вместе с тем они могут повышать двигательную активность, вызывать расторможенность и расстройства сна. Осложнения заболевания При аутизме возможны различные повреждения, наносимые пациентом самому себе и окружающим. Из-за нарушения когнитивных функций, речи, сложностей во взаимодействии с окружающими пациенты с РАС, за исключением пациентов с синдромом Аспергера, в большинстве случаев не могут жить самостоятельно, учиться и работать. В связи с высоким болевым порогом, особенностями поведения у страдающих РАС затруднены диагностика и лечение других заболеваний. Профилактика аутизма Специфических мер профилактики РАС на данный момент не существует. Однако ранняя диагностика является необходимым условием организации ранней комплексной помощи ребенку, что может улучшить прогноз.

свернуть

О символе аутизма

Головоломки-«паззлы» или отдельные кусочки паззла считаются общепринятым международным символом аутизма, многие организации и общественные кампании используют различные варианты паззлов, чтобы обозначить, что они поддерживают людей с аутизмом. Однако мало кто знает о происхождении этого символа. 23 января 1962 года группа отчаявшихся родителей собралась в тесной гостиной Лондона. Они были злы и разочарованы – их детей заклеймили «необучаемыми», им некуда было обратиться за помощью. В тот день было основано Национальное общество аутизма Великобритании. Это было первая в мире организация родителей детей с аутизмом, которые начали защищать их интересы. Их первая цель была довольно скромна – создание центра дневного пребывания для аутичных детей на севере Лондона.

 

В те времена в Великобритании «аутизм» еще не был общепринятым термином среди специалистов. Аутичным детям ставились диагнозы «психоз» или «детская шизофрения», а население в целом вообще ничего про аутизм не слышало. Многие специалисты в то время ставили под сомнение необходимость отдельной организации, которая будет заниматься только аутизмом. В то время существовало Общество для детей с психическими нарушениями, и многие говорили, что его достаточно для представления интересов всех детей с нарушениями развития, и нет смысла создавать «еще одну детскую благотворительную организацию». В то время еще были довольно популярны психоаналитические теории о том, что аутизм развивается из-за «отстраненных, холодных родителей», а также бытовало представление о «критических периодах» развития, согласно которому, после определенного возраста состояние ребенка изменить уже невозможно и единственный вариант – поместить ребенка в интернат до конца жизни. Диагноз «аутизм» было крайне сложно получить, а услуги по специальному образованию предоставлялись только тем детям, которые были признаны «обучаемыми» комиссией специалистов, остальных детей направляли в учреждения, где практически не было педагогов.

 

Организация быстро развивалась, количество ее членов стремительно росло. Формировалась сеть специалистов, появлялись публикации в СМИ, были открыты первые начальные школы для детей с аутизмом. Тогда же был разработан логотип организации – кусочек паззла, внутри которого был плачущий ребенок. Именно с него началась ассоциация между образом паззла и аутизмом. Логотип был разработан Джеральдом Гассоном, одним из родителей и членом исполнительного комитета организации. 14 февраля 1963 года он написал: «Комитет решил, что символом Общества должен быть паззл, так как он не похож на другие коммерческие или благотворительные логотипы». Поскольку это была первая организация по вопросам аутизма в мире, со временем другие организации начали использовать свои варианты паззлов и символ постепенно стал международным.

 

Тогда символ обозначал следующее: дети с аутизмом страдают от расстройства, которое ставит в тупик, оно изолирует их от человеческих отношений и не дает им «найти свое место» в общей картине. Плачущий ребенок должен был напоминать, что аутичные люди действительно страдают от своих трудностей. Однако сейчас организация, положившая начало этому символу, больше его не использует – в 2002 году логотип был изменен на другой. Это было связано с тем, что организация больше не занималась только детьми, и все больший акцент делался на поддержку взрослых с аутизмом, кроме того, было решено подчеркивать предоставление поддержки, а не таинственность аутизма. Однако символ паззла продолжает активно использоваться во всем мире.

 

свернуть

О толерантности

  ТОЛЕРАНТНОСТЬ - снисходительная терпимость к кому-либо или к чему-либо (чужому мнению, иному верованию и т.п. ) как обязательное условие политического плюрализма (Большой современный толковый словарь русского языка. 2012) https://slovar.cc/rus/tolk/116178.html

             

ТОЛЕРАНТНОСТЬ - или терпимость, стремление и способность к установлению и поддержанию общности с людьми, которые отличаются в некотором отношении от превалирующего типа или не придерживаются общепринятых мнений (Словарь Кольера) https://slovar.cc/rus/koler/1568224.htm

Фильмы о толерантности и доброте

  • Телевизионный цикл «Каждый имеет право быть разным» http://special.unicef.by/ создан по инициативе Детского Фонда ООН (ЮНИСЕФ) в Республике Беларусь в сотрудничестве с Национальной государственной телерадиокомпанией Республики Беларусь, Министерством образования Республики Беларусь и телестудией «Новый город».   Цикл из 21 фильма направлен на формирование позитивного отношения общества к детям с особенностями психофизического развития и их семьям, освещает вопросы их социальной интеграции, обеспечения равных возможностей, создания необходимой безбарьерной среды. Одна из задач цикла – изменить отношение общества к людям с особыми потребностями. Герои фильмов – дети с различными особенностями психофизического развития, а также их семьи, которые окружают детей любовью, заботой и вниманием.
  • "Маленькая кастрюлька Анатоля» https://www.youtube.com/watch?v=objjK5oO9-Y&feature=emb_logo Французский мультфильм, который при помощи метафоры – кастрюльки – поможет детям понять, кто такие  дети с особыми  образовательными потребностями и почему быть особенным – нормально.
  • "Вне зрения"  http://mamsila.ru/feed/1364Мультфильм показывает, что чувствуют слепые люди. В нём намеренно усилен звук, чтобы показать, что слепые люди слышат намного четче, чем зрячие. Дети узнают о помощниках особенных людей – волшебной палочке и собаке-поводыре.  
  • "Скарлетт" http://mamsila.ru/feed/1364В мультфильме рассказывается о Скарлетт, у которой саркома Юинга (рак костей). Врачам пришлось ампутировать голень, и теперь девочка вынуждена носить протез. Из-за этого она чувствует себя ненужной и одинокой, а еще она не может танцевать. Однажды мама снова надевает на Скарлетт бальное платье, и девочка преображается. Она становится той самой веселой девчонкой, с которой интересно дружить и играть.   
  • "Про Диму" https://www.youtube.com/watch?v=5WBWWNfnw2YМультфильм  создан на основе одноименной книги Натальи Ремиш, автора проекта "Детям о важном". Он рассказывает о встрече девочки Миры и мальчика Димы. Он плохо ходит и почти не говорит, но любопытство Миры и добрые советы ее мамы становятся началом настоящей дружбы. Девочке предстоит понять, что играм и симпатии диагнозы не помеха, и можно делить радость общения с теми, кто от тебя отличается.        
  • "Тамара"  http://mamsila.ru/feed/1364Это история о глухонемой девочке по имени Тамара, которая любит танцевать и мечтает стать балериной. Несмотря на глухоту, у нее прекрасная пластика и чувство ритма. Ее очень поддерживает мама, и, возможно, однажды мечта девочки осуществится. Просмотрев короткометражку, вам будет проще объяснить детям, насколько особенным людям важна ваша поддержка.
  • «Цветик-семицветик» (1948 г.) и «Последний лепесток» (1977 г.)
  • «ПОДАРОК»  2015, Германия. https://www.moirebenok.ua/psihologiya/vospitanie/8-korotkih-multfilmov-kotorye-nauchat-rebenka-tolerantnosti/Трогательная история о дружбе, объединенной общей болью. За 4 минуты вы измените отношение не только к своей жизни, но и научитесь понимать чужую, особенную. Короткометражка The Present собрала около 50 наград и была показана на более чем 180 фестивалях, после чего ее создатель, немецкий мультипликатор Якоб Фрей, выложил мультфильм в открытый доступ.
  • «АККУРАТНАЯ ИСТОРИЯ» 2014, Россия https://www.moirebenok.ua/psihologiya/vospitanie/8-korotkih-multfilmov-kotorye-nauchat-rebenka-tolerantnosti/. Российский фонд «Дети БЭЛА» ко Дню редких заболеваний выпустил короткометражку о мальчике Никите, который готовится идти в школу, но из-за своей хрупкой кожи сталкивается с целым рядом проблем.
  • «СТРУНЫ» 2014, Испания https://www.moirebenok.ua/psihologiya/vospitanie/8-korotkih-multfilmov-kotorye-nauchat-rebenka-tolerantnosti/Красивая история о равенстве, солидарности, дружбе и детской мудрости, которой стоит поучиться даже взрослым. Мультфильм «Cuerdas» был удостоен премии Гойя за лучший короткометражный анимационный фильм. Ее создатель, Педро Солис, хотел обратить внимание на важность инклюзивного образования.
  • "Забери меня домой" http://youtu.be/OD8ljvxJcw0Это история о щенке из питомника, который очень хотел обрести дом. Девочка не знает какую собаку забрать и наш герой находит разные ухищрения, чтобы завоевать её внимание.
  • "Лили и снеговик"  http://youtu.be/vmFFEyzFLjo. Мультфильм о том, что нужно всегда находить время для своих друзей и близких.
  • Документальный фильм «Новый дом для хрустального мальчика». Белорусская православная церковь, 2006г. ЭХО фестивалей. ​Фильм о судьбе подростка из дома-интерната для детей с физическими недостатками. 
  • Художественный фильм «Щенок. Как мальчик Алеша обнаружил в себе душу». «Наше новое детское кино» (по заказу детского семейного образовательного центра). ​История о настоящей дружбе, умении прощать и жертвовать.
  • Художественный фильм «Полианна». Великобритания, 2003. Фильм по роману Элинор Портер «Поллианна». После смерти родителей девочку забрала к себе тетя Полли, известная своим суровым характером. Из атмосферы родительской любви Поллианна переместилась в мир строгих правил и запретов. Но девочка не сдавалась. Отец научил девочку  простой и забавной игре – уметь радоваться жизни при любых обстоятельствах…
  • Художественный фильм «Альпийская сказка, Хайди». 2011 г. Германия, Швейцария. После смерти родителей  Хайди воспитывала тетушка. Когда девочки исполнилось 8 лет, ее привезли в горы к дедушке, который поначалу не принял ее….
  • Художественный фильм «Хатико: самый верный друг». 2008 г. Великобритания, США. Фильм основан на реальных событиях. История Хатико, японского пса породы акито-ину, который в течение 9 лет каждый день в одно и то же время приходил на вокзал встречать умершего хозяина…..
  • Серия  мультипликационных фильмов «Кудрявый ежик». 1999 г. История о кудрявом ежике, родившимся в семье нормальных колючих ежей.
    • «Ежик должен быть колючим!» http://youtu.be/lY1IOfgJLsY;
    • «Муравьиный ежик» http://youtu.be/pY3O1pfIM-8;
    • ​«На черный день» http://youtu.be/RPBZmFcChII
  • ​Анимационный ролик «Барашек». Кинокомпания PIXAR, 2003 г. Веселый, позитивный, вдохновляющий, имеющий глубокий смысл.​
  • Мультфильм "Переменная облачность" (Partly Cloudy). Кинокомпания PIXAR, 2009 г. Эта история рассказывает о взаимоотношениях аистов и облаков. Аисты приносят детей, а делают их облака. Все делают милых и пушистых детей, но есть одно облако, которое отличается от остальных облаков. Оно делает более опасных зверей таких как: крокодил, баран, угорь, еж. Но даже у этого облака есть верный аист- помощник...
  • Мультфильм "Песочник" (Piper). Кинокомпания PIXAR, 2016. Маленькому птенцу предстоит преодолеть свои страхи, чтобы научиться добывать еду и увидеть красоту окружающего мира. Вдохновение на создание мультфильма пришло в Мьюир Бич, где художник-мультипликатор Алан Барилларо пробегая по пляжу, заметил птичек, тысячами спасавшихся от воды, но возвращавшихся за едой, когда уходят волны.

10 ФИЛЬМОВ ОБ ОСОБЕННЫХ ДЕТЯХ   https://detskoekino.livejournal.com/44241.html

Фильмы о людях с аутизмом

  • "Особенные" - французский драматический фильм 2019 года режиссёров Оливье Накаш и Эрика Толедано. Организация помощи особенным людям, от которых отказываются медучереждения в силу некомпетентности и отсутствия финансирования государством. Рассказывает о героях сегодняшнего дня, которые не стремятся к наградам, а всего навсего счастливы от того, что они посвятили себя помощи другим (Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/Особенные
  • "Океан небес" (также «Небеса океана» ) — драма режиссёра Сюэ Сяолу . 

По данным американских центров по борьбе с заболеваниями один человек из 110 рождается с диагнозом аутизм. То есть в Китае проживает свыше 4 миллионов людей, страдающих аутизмом. Дафу (Вэнь Чжан кит. упр. 文章пиньинь Wén Zhāng) — один из них: он рассеян, повторяет чужие слова, плавает с удивительной лёгкостью, поддерживает в своём доме абсолютный порядок и, возможно, не полностью осознаёт, что его мать умерла несколько лет назад. Работающий в аквариуме Сэм Вонг (Джет Ли) заботится о своём 21-летнем сыне. Благодаря великодушным соседям и их помощи эти двое счастливо живут вместе. Тем не менее, отец прекрасно понимает, что в конце концов ему придётся уйти из мира, оставив сына в одиночестве, и этот день настанет раньше, чем все готовы в это поверить.

Этот фильм — ода отцу, который полон решимости найти жильё для своего сына, пока ещё не слишком поздно. В ходе этого процесса мальчик достигает той степени независимости, которая необходима обоим, чтобы двигаться дальше  (Источник https://ru.wikipedia.org/wiki/Океан_небес)

 

свернуть