Классному руководителю

Алгоритм деятельности классного руководителя по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

  1. Знакомство с документами ученика.
  2. Знакомство с детьми на медицинском осмотре перед началом учебных занятий.
  3. Проведение анкетирования среди детей и их родителей.
  4. Посещение семьи учащегося в течение первой четверти.
  5. Составление социального паспорта класса до 15 сентября.
  6. Проведение тематических классных часов (не реже одного раза в две недели).
  7. Проведение тематических родительских собраний (не реже одного раза в четверть).
  8. Ежедневный контроль за посещаемостью учащегося, еженедельная сдача отчета о посещаемости социальному педагогу школы.
  9. Еженедельный контроль за успеваемостью учащегося (заполнение дневников не реже одного раза в неделю), отчет об успеваемости учащихся заместителю директора в конце четверти.
  10. Помощь родителям в устройстве учащихся в кружки и секции.
  11. Организация внеклассной работы с учащимися (не менее одного внекл. мероприятия в месяц).
  12. Участие классного коллектива в общешкольных мероприятиях.
  13. Организация дежурства по классу и по школе, проведение необходимого инструктажа.
  14. Действия классного руководителя в ситуации:

Ситуация

Действия классного руководителя

1

Учащийся систематически пропускает занятия без уважительной причины.

1.Своевременно письменно информировать родителей о пропусках.

2.Посетить семью на дому. Составить акт обследования ЖБУ.

3.Вызвать родителей в школу для беседы. Отметить в журнале воспитательной работы.

4.Если пропуски продолжаются, предоставить зам. директору по ВР докладную записку, характеристику и акт обследования ЖБУ.

2

Учащийся нарушает правила поведения в школе.

1.Провести беседу с учащимся.

2.Потребовать объяснительную записку.

3.Если нарушения продолжаются, пригласить для беседы родителей ребенка.

4.Посетить семью на дому с составлением акта обследования ЖБУ.

5.Если поведение учащегося не исправляется, предоставить докладную записку зам. директору по УВР.

3

Учащийся нанес травму ученику школы.

1.Оказать первую медицинскую помощь пострадавшему.

2.Выяснить причину ссоры.

3.Потребовать объяснительные записки от участников инцидента.

4.Предоставить в совет по профилактике безнадзорности и правонарушений докладную записку о случившемся.

5.Пригласить на заседание совета по профилактике безнадзорности и правонарушений родителей виновного и пострадавшего.

4

Учащийся имеет неудовлетворительные оценки по предметам школьной программы.

1.Своевременно выставлять текущие оценки в дневник учащегося.

2.Требовать от учащегося подписи родителей в дневниках.

3.Приглашать родителей в школу для беседы с учителями-предметниками.

4.Если успеваемость не улучшается, посетить семью на дому с целью обследования ЖБУ учащегося.

5.Контролировать посещение учащимся поддерживающих занятий по предметам.

6.Если успеваемость продолжает снижаться, предоставить докладную записку зам. директора по УВР.

 

свернуть

ПАЛАЖЭННЕ аб дзейнасці класнага кіраўніка дзяржаўнай установы адукацыі «Нарацкая сярэдняя школа Вілейскага раёна»

ГЛАВА 1

АГУЛЬНЫЯ ПАЛАЖЭННІ

 

  1. Палажэнне аб класным кіраўніку дзяржаўнай установы адукацыі «Нарацкая сярэдняя школа Вілейскага раёна» распрацавана на аснове Інструктыўна-метадычнага пісьма аб арганізацыі класнага кіраўніцтва і работы куратара вучэбнай групы ва ўстановах адукацыі,                                                 зацверджана дырэктарам установы адукацыі па ўзгадненню                                                                                                                                                                                                                              з прафсаюзнай арганізацыяй, якая дзейнічае ў школе.
  2. Палажэнне аб класным кіраўніку класа дзяржаўнай установы адукацыі «Нарацкая сярэдняя школа Вілейскага раёна» рэгулюе парадак арганізацыі, асноўныя накірункі работы класнага кіраўніка, яго правы       і абавязкі.   
  3. Класны кіраўнік прызначаецца загадам кіраўніка ўстановы адукацыі з ліку штатных настаўнікаў на ўвесь перыяд навучання навучэнцаў ва ўстанове адукацыі.
  4. У сваёй працы класны кіраўнік кіруецца заканадаўствам Рэспублікі Беларусь у сферы адукацыі, статутам установы адукацыі, а таксама іншымі заканадаўчымі актамі Рэспублікі Беларусь.
  5. Выхаваўчая работа з навучэнцамі ажыццяўляецца класным кіраўніком у адпаведнасці з Канцэпцыяй бесперапыннага выхавання дзяцей і вучнёўскай моладзі ў Рэспубліцы Беларусь, Праграмай бесперапыннага выхавання дзяцей і вучнёўскай моладзі ў Рэспубліцы Беларусь, іншымі праграмамі выхавання, зацверджанымі Міністэрствам адукацыі Рэспублікі Беларусь.
  6. Класны кіраўнік плануе выхаваўчую работу з навучэнцамі з улікам спецыфікі і асаблівасцей класа на аснове плана выхаваўчай             і ідэалагічнай работы установы адукацыі на навучальны год. Планаванне ўключае ў сябе распрацоўку плана выхаваўчай і ідэалагічнай работы класа на паўгоддзе па напрамках выхавання навучэнцаў (згодна Канцэпцыі бесперапыннага выхавання дзяцей і вучнёўскай моладзі).
  7. Асноўныя напрамкі выхаваўчай і ідэалагічнай работы вызначаны ў Праграме бесперапыннага выхавання дзяцей і вучнёўскай моладзі  ў Рэспубліцы Беларусь на 2021-2025 гг., метадычных рэкамендацыях Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь па пытаннях арганізацыі выхаваўчага працэсу ва ўстановах адукацыі, якія размешчаны на інтэрнэт-партале Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь                             і публікуюццца кожны год у зборніку нарматыўных дакументаў Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь.  
  8. Работу класнага кіраўніка па ажыццяўленню адукацыйнага працэсу, пытаннях выхавання ў класе каардыніруюць намеснікі дырэктара ўстановы адукацыі.
  9. Класны кіраўнік у працэсе арганізацыі выхаваўчай і ідэалагічнай работы з вучнямі ўзаемадзейнічае з педагагічнымі работнікамі, медыцынскімі работнікамі, кіраўнікамі пярвічных грамадскіх аб'яднанняў, вучнёўскім самакіраваннем, іншымі зацікаўленымі,  а таксама законнымі прадстаўнікамі навучэнцаў, з мэтай каардынацыі работы па фарміраванні асобы навучэнцаў свайго класа.
  10. Асноўнымі патрабаваннямі да работы класнага кіраўніка з'яўляюцца прафесійная кампетэнтнасць, асабістая гатоўнасць да ажыццяўлення ідэалагічнай і выхаваўчай работы, грамадзянскасць, высокая маральная і палітычная культура, адказнасць і камунікабельнасць.
  11. Асноўнымі прынцыпамі работы класнага кіраўніка з'яўляюцца асобасна арыентаваны (індывідуальны) падыход у выхаванні, павага асобы вучня, прыярытэт правоў і законных інтарэсаў вучняў, педагагічная падтрымка ў сацыяльным развіцці, садзейнічанне самаразвіццю і самарэалізацыі навучэнцаў, фарміраванню іх грамадзянскай пазіцыі, здаровага ладу жыцця, развіццё вучнёўскага самакіравання, добразычлівасць у адносінах з навучэнцамі і іх законнымі прадстаўнікамі, забеспячэнне гуманістычнага характару выхавання.
  12. Арганізацыйна-выхаваўчая работа ва ўстанове адукацыі ажыццяўляецца за межамі часу, які адводзіцца на правядзенне вучэбных заняткаў, у тым ліку ў шосты школьны дзень, у адпаведнасці з планамі ідэалагічнай і выхаваўчай работы класа і ўстановы адукацыі і ўключае наступныя віды работ: індывідуальная і групавая работа з навучэнцамі, ідэалагічная, культурна-адукацыйная, фізкультурна-аздараўленчая, спартыўна-масавая работа, прапаганда і фарміраванне здаровага ладу жыцця, арганізацыя грамадска карыснай дзейнасці, працоўнае выхаванне і прафарыентацыя, прафілактыка супрацьпраўных паводзін навучэнцаў, сацыяльна-педагагічная работа з вучнямі і іх бацькамі.

 

ГЛАВА 2

АБАВЯЗКІ І ПРАВЫ  КЛАСНАГА КІРАЎНІКА

 

  1. Класны кіраўнік абавязаны:

13.1. усебакова вывучаць індывідуальна-асобасныя асаблівасці кожнага навучэнца, калектыву класа ў цэлым, асаблівасці сямейнага выхавання навучэнцаў, праводзіць маніторынг ацэнкі якасці выхавання, выяўляць навучэнцаў, якія знаходзяцца ў сацыяльна небяспечным становішчы;

13.2. ажыццяўляць арганізацыю выхаваўчага працэсу ў класе на аснове планавання выхаваўчай і ідэалагічнай работы, грамадска-карыснай працы, адпачынку і аздараўлення навучэнцаў у пазаўрочны час і канікулярны перыяд з улікам патрабаванняў дзяржаўнай палітыкі               ў сферы адукацыі, індывідуальных і ўзроставых асаблівасцей навучэнцаў;

13.3. садзейнічаць фарміраванню згуртаванага класнага калектыву, заснаванага на прынцыпах павагі і дружалюбных адносін да кожнага навучэнца, талернтных адносін да прадстаўнікоў другіх культур, нацыянальнасцей;

13.4. праводзіць штотыдзень інфармацыйныя гадзіны з мэтай своечасовага азнаямлення навучэнцаў з сацыяльна-эканамічным,  грамадска-палітычным і культурным жыццём краіны па тэматыцы, узгодненай з намеснікам дырэктара па выхаваўчай рабоце,                                 і зацверджанай дырэктарам установы адукацыі, а таксама кожны чацвёрты чацвер месяца адзіны дзень інфармавання для вучняў 8-11 класаў пад агульным дэвізам “ШАГ” – “Школа Актыўнага Грамадзяніна” па тэматыцы, якую вызначае Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь;

13.5. праводзіць штотыдзень класную гадзіну па запланаванай тэматыцы, а таксама не радзей, чым адзін раз у месяц, па пытаннях стану дысцыпліны, вынікаў вучэбнай дзейнасці навучэнцаў, наведвання імі навучальных заняткаў, удзелу ў грамадска карыснай працы, культурным і грамадскім жыцці класа ва ўстанове адукацыі;

13.6. ажыццяўляць кантроль за станам паспяховасці, вучэбнай дысцыпліны і наведваннем вучэбных заняткаў вучнямі, пастаянна інфармаваць законных прадстаўнікоў  аб паспяховасці, выпадках парушэння дысцыпліны і пропусках вучэбных заняткаў па няўважлівых прычынах з мэтай павышэння адказнасці законных прадстаўнікоў за вынікі навучання і выхавання навучэнцаў;

13.7. вывучаць асаблівасці сямейнага выхавання навучэнцаў, выяўляць вучняў, якія знаходзяцца ў сацыяльна небяспечным становішчы, правадзіць работу па прафілактыцы сямейнай недобранадзейнасці і сацыяльнага сіроцтва, падтрымцы непаўналетніх, якія знаходзяцца ў сацыяльна небяспечным становішчы, прававой асвеце навучэнцаў, прафілактыцы супрацьпраўных паводзін;

13.8. садзейнічаць другаснай занятасці навучэнцаў, іх творчай, культурна-масавай і фізкультурна-аздараўленчай дзейнасці, удзелу            ў рабоце аб’яднанняў па інтарэсах, клубаў, секцый, дзейнасці органаў вучнёўскага самакіравання, ажыццяўляць падтрымку прафесійнага самавызначэння непаўналетніх;

13.9. аказваць педагагічную падтрымку органам вучнёўскага самакіравання, пярвічным арганізацыям грамадскіх аб'яднанняў «Беларуская рэспубліканская піянерская арганізацыя», «Беларускі рэспубліканскі саюз моладзі», іншым дзiцячым i маладзёжным грамадскiм аб'яднанням, дзейнасць якіх не супярэчыць заканадаўству Рэспублікі Беларусь;

13.10. развіваць традыцыі ўстановы адукацыі, садзейнічаць забеспячэнню захавання правілаў ўнутранага распарадку, абароны правоў і законных інтарэсаў навучэнцаў;

13.11. садзейнічаць стварэнню ў класе, установе адукацыі здароўезберагальнай прасторы, захаванню і ўмацаванню фізічнага                і псіхічнага здароўя вучняў;

13.12. садзейнічаць арганізацыі харчавання і медыцынскага абслугоўвання вучняў у адпаведнасці з устаноўленымі патрабаваннямі;

13.13. выконваць устаноўленыя патрабаванні па ахове працы                і стварэнню бяспечных умоў для здароўя і жыцця навучэнцаў;

13.14. павышаць кваліфікацыю і пастаянна ўдасканальваць сваё прафесійнае майстэрства.

 

 

ГЛАВА 3

ПРАВЫ КЛАСНАГА КІРАЎНІКА

 

  1. Класны кіраўнік мае права:

14.1. выбіраць педагагічна абгрунтаваныя формы, метады, шляхі        і сродкі выхаваўчай дзейнасці ў класе з улікам індывідуальных                        і ўзроставых асаблівасцей, інтарэсаў, схільнасцей і каштоўнасных арыентацый вучняў;

14.2. весці педагагічныя назіранні за вучнямі (у тым ліку і ў час вучэбных заняткаў, экзаменаў і іншых мерапрыемстваў, якія праводзяцца ва ўстанове адукацыі), вывучаць іх сямейнае асяроддзе, выкарыстоўваючы атрыманыя пры гэтым звесткі выключна                             ў выхаваўчых мэтах;

14.3. уносіць на разгляд кіраўніка ўстановы адукацыі, савета ўстановы адукацыі, педагагічнага савета і метадычнага аб'яднання класных кіраўнікоў прапановы па ўдасканаленні адукацыйнага працэсу;

14.4. удзельнічаць сумесна з педагагічнымі работнікамі ў вывучэнні якасці выхавання вучняў у класе ва ўстанове адукацыі;

14.5. уносіць прапановы па заахвочванню навучэнцаў і іх законных прадстаўнікоў, а таксама прапановы па прыцягненню навучэнцаў да дысцыплінарнай адказнасці за парушэнне статута і правілаў унутранага распарадку ўстановы адукацыі, дзяржаўнага школьнага стандарта;

14.6. рэкамендаваць кандыдатуры навучэнцаў у органы вучнёўскага самакіравання;

14.7. удзельнічаць у абмеркаванні пытанняў і прыняцці рашэнняў, якія тычацца жыцця і дзейнасці вучняў класа;

14.8. атрымліваць з боку кіраўніка, яго намеснікаў, структурных падраздзяленняў установы адукацыі арганізацыйную, метадычную дапамогу па праблемах выхавання; удзельнічаць у семінарах, канферэнцыях і іншых мерапрыемствах па пытаннях ідэалагічнай, выхаваўчай работы і дзяржаўнай маладзёжнай палітыкі;

14.9. удзельнічаць у правядзенні конкурсаў педагагічных работнікаў устаноў адукацыі, якія маюць высокія дасягненні                           ў выхаваўчай рабоце.

 

ГЛАВА 4

АРГАНІЗАЦЫЯ РАБОТЫ КЛАСНАГА КІРАЎНІКА

 

  1. Намеснік кіраўніка, які адказвае за арганізацыю выхаваўчай (ідэалагічнай) работы ва ўстанове адукацыі, непасрэдна каардыніруе і накіроўвае дзейнасць класных кіраўнікоў, аказвае ім арганізацыйную і метадычную дапамогу, а таксама ажыццяўляе кантроль за якаснай арганізацыяй выхаваўчага працэсу ў класе.
  2. Класны кіраўнік плануе выхаваўчую работу з навучэнцамі з улікам спецыфікі і асаблівасцей класа на аснове плана ідэалагічнай            і выхаваўчай работы ўстановы адукацыі на навучальны год. Планаванне ўключае ў сябе распрацоўку плана ідэалагічнай і выхаваўчай работы класа на паўгоддзе (год) па напрамках выхавання навучэнцаў (згодна Канцэпцыі бесперапыннага выхавання дзяцей і  вучнёўскай моладзі).
  3. Класны кіраўнік, зыходзячы з задач дзейнасці класа, можа распрацоўваць комплексна-мэтавыя праграмы, праекты, планы (штомесячныя, штотыднёвыя) па розных напрамках выхавання навучэнцаў, іншую плануючую дакументацыю.
  4. Змест работы класнага кіраўніка адлюстроўваецца ў плане работы (дзённіку) класнага кіраўніка, у выніках педагагічных даследаванняў, метадычных матэрыялах, іншых формах справаздачнасці.
  5. Фактычнае выкананне арганізацыйна-выхаваўчай работы адлюстроўваецца настаўнікам у класным журнале.
  6. Класны кіраўнік удзельнічае ў рабоце метадычнага аб'яднання класных кіраўнікоў установы адукацыі, якое ствараецца з мэтай аказання метадычнай і практычнай дапамогі ў арганізацыі і правядзенні выхаваўчай работы, павышэння кваліфікацыі, абагульнення  і распаўсюджвання лепшага вопыту работы класных кіраўнікоў.
свернуть

Районный конкурс профессионального мастерства «Самый классный классный»

С целью повышения педагогического мастерства, создания условий для творческой  самореализации педагогических работников, их мотивации                      и стимулирования к поиску новых форм работы с марта 2022 проходил районный конкурс профессионального мастерства «Самый классный классный».

Нашу школу представлял классный руководитель 1 класса Гакуть Андрей Чеславович.

Для первого заочного этапа необходимо было предоставить  анкету-заявку       и две разработки: мероприятие с законными представителями и классный час. Мероприятия, которые представил классный руководитель, были направлены          на формирование гражданственности, патриотизма и национального самосознания на основе государственной идеологии, воспитание интереса к общественным явлениям, к жизни своей страны.

На втором очном этапе Андрей Чеславович провёл открытый классный час       в незнакомом классе на тему «Земля — наш общий дом!». Дату, время, тему классного часа, возраст детей, место проведения организаторы конкурса сообщили накануне.

По результатам второго этапа жюри определило финалистов заключительного этапа конкурса.

От всей души благодарим Андрея Чеславовича за участие в конкурсе и труд, в который он вкладывает любовь, заботу и понимание. Интересных новых творческих открытий, здоровья и семейного благополучия.

свернуть

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СЕМИНАР ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «КАК ИЗБЕЖАТЬ БЕДЫ?»

Цель:

  • расширение знаний педагогов о причинах, признаках и характере подросткового суицида, о факторах риска, о различных аспектах суицидального поведения, обучение способам распознавания признаков опасного поведения, способам оказания помощи и поддержки подростку.

                                        Ход семинара

Большинство самоубийц, как правило, хотели вовсе не умереть  – а только достучаться до кого-то, обратить внимание на свои проблемы, позвать на помощь…

Уважаемые педагоги, сегодня у нас с вами такая тема, о которой не принято говорить вслух. Жизнь  показывает, что многих проблем удалось бы избежать, если бы их открыто и откровенно обсуждали. Вопрос, о котором многие боятся даже задумываться и отгоняют мысли об этом, настолько страшным и невообразимым это кажется для многих. И такое отношение к нему вполне нормально, потому что смерть сама по себе – это страшно и невообразимо. Человек не хочет умирать. В его биологической сути заложено изначально – выжить и избежать ситуаций, ведущих к смерти. А вот если человек смирился с мыслью о смерти, вынашивает ее и готов к этому, а тем более ребенок – вот это уже настораживает.

Итак, тема нашего сегодняшнего разговора «Профилактика суицидального поведения среди детей и подростков».

Что такое суицид?

Суицид,       или       самоубийство          это      умышленное

самоповреждение со смертельным исходом, т. е. осознанное лишение себя жизни.

Как человеческий акт суицид встречается во всех культурах. Люди, совершающие суицид, обычно страдают от сильной душевной боли и находятся в состоянии стресса, а также чувствуют невозможность справиться со своими проблемами. Они часто страдают психическими болезнями, особенно глубокой депрессией, и смотрят в будущее без надежды. Многих людей иногда преследует мысль о том, что жизнь бессмысленна и в ней нет никакой перспективы. И многих людей это толкает на то, чтобы сделать необратимый шаг в пустоту. Разного рода мысли могут подвести человека к грани, где разделяются жизнь и смерть…

Особенно эта опасность велика для подростков: взрослый человек обычно лучше понимает, что делает. У подростков же часто «игра в суицид» заканчивается трагедией!

Подросток не имеет достаточно четкого представления о жизни и смерти. Сознание подростка нередко остается инфантильным. Отсюда и глупая угроза, которая может не произноситься вслух, но всегда подразумевается: вот умру, тогда узнаете, как без меня плохо. В детском и подростковом возрасте суицидальное поведение носит характер ситуационно-личностных реакций – реакций личности на какую-нибудь ситуацию. Это связано со стремлением избежать стрессовых ситуаций или наказания. Подростки редко хотят умереть, они желают уйти от обстоятельств, которые считают невыносимыми. Это чувство одиночества, конфликты, жестокость, непонимание в семье. Подросток нередко представляет себе смерть как некое временное состояние: как будто он очнется и снова будет жить. Совершенно искренне желая умереть в невыносимой для него ситуации, он в действительности хочет лишь наладить отношения с окружающими. К примеру, здесь нет попытки шантажа, но есть наивная вера: пусть хотя бы его смерть образумит родителей, тогда окончатся все беды, и они снова заживут в мире и согласии. Подростки, совершая суицидальную попытку, зачастую предполагают жить, надеясь с помощью суицида изменить конфликтную ситуацию. Они не вполне отдают себе отчет в необратимости, окончательности смерти, они убеждены, что можно казаться умершим для окружающих, но при этом видеть свои похороны и раскаяние обидчиков.

Немного страшной статистики

  • В  современной  статистике  смертей  самоубийство  почти во всех странах занимает третье место  –  вслед за смертью в результате болезни и несчастного случая.
  • По ежегодной статистике почти полмиллиона землян каждый год сами ставят точку в своей жизни.
  • Один из двух возрастных «пиков» самоубийств – «пик» молодости – приходится на возраст от 15 до 23 лет.
  • Среди девочек почти в 2,5 раза больше потенциальных самоубийц, чем среди мальчиков.
  • Влечению к смерти в острой форме подвержены 4,5 % подростков в возрасте от 16 до 18 лет.
  • Хорошие взаимоотношения детей с родителями уменьшают риск суицида до 1 %, постоянные ссоры ведут к увеличению этого риска до 18 %.

Притча

Путник, идущий вдоль реки, услышал отчаянные детские крики. Подбежав к берегу, он увидел в реке тонущих детей и бросился их спасать. Заметив проходящего человека, он позвал его на помощь. Тот стал помогать тем, кто держался на плаву. Увидев третьего путника, они позвали его на помощь, но он, не обращая внимания на призывы, ускорил шаги. «Разве тебе безразлична судьба детей?» – спросили спасатели. Третий путник им ответил: «Я вижу, что вы вдвоем пока справляетесь. Я добегу до поворота, узнаю, почему дети попадают в реку, и постараюсь это предотвратить». 

Также  и  мы  с  вами  должны  потратить  огромные  усилия

на профилактику, чтобы предотвратить возникновение суицидальных мыслей, намерений у подростков. Чужих детей не бывает…

Итак,   основные   вопросы    профилактики   суицидального

поведения   детей   и   подростков,  на  которые   мы   попытаемся

сегодня с вами ответить:

  • Почему же подростки пытаются покончить с собой?
  • Какие причины, факторы могут способствовать принятию такого решения?
  • Какие дети могут совершить такой поступок?
  • Как распознать подростка, обдумывающего самоубийство?
  • Как предотвратить беду?

Вопрос к педагогам:

  • Уважаемые педагоги, давайте подумаем, кто же может составлять «группу риска», на каких подростков следует обращать более пристальное внимание?

Кто входит в группу риска?

Более всего подвержены суициду следующие группы подростков:

  • Суициды в семье. Потенциальные самоубийцы часто имеют покончивших собой родственников или предков, т.е. у них перед глазами стоит пример такого решения вопроса.
  • Алкоголизм. Подростки, ведущие сексуальную жизнь и употребляющие алкоголь, подвергаются большему риску самоубийства, чем те, кто от этого воздерживается. Потому что под их влиянием повышается вероятность внезапных импульсов, неконтролируемых поступков. Риск суицидов очень высок у больных, употребляющих алкоголь, потому что длительное злоупотребление алкоголем способствует усилению депрессии, чувства вины и психической боли, которые, как известно, часто предшествуют суициду.
  • Хроническое употребление наркотиков и токсических препаратов. Наркотики и алкоголь ослабляют самоконтроль над поведением человека, обостряют депрессию или даже вызывают психозы.
  • Аффективные расстройства, особенно тяжелые депрессии.
  • Хронические или смертельные болезни.
  • Тяжелые утраты, например, смерть родителя, особенно в течение первого года после потери.
  • Семейные проблемы: уход из семьи или развод.
  • Дети  из  неблагополучных  семей  в силу недостаточного

внимания к себе ищут самостоятельно выход из создавшегося положения.

Подростки могут попасть в группу риска, но это еще не означает их склонности к суициду. Тем не менее, .

Как заметить приближающийся суицид?

  • Как распознать подростка, обдумывающего самоубийство?

Итак,  необходимо   обратить   особое  внимание   на  подростка, если  заметите  в его  внешности,  поведении,  разговорах следующие особенности, проявляющиеся в эмоциональной сфере и в поведении:

  • прямые или косвенные намеки о своем намерении: «Лучше бы мне умереть», «Я больше не буду ни для кого проблемой», «Тебе больше не придется обо мне волноваться», «Скоро все проблемы будут решены», «Вы еще пожалеете, когда я умру!» и др.;
  • шутки  на тему самоубийства;
  • нездоровая заинтересованность вопросами смерти;
  • потеря аппетита или импульсивное обжорство, бессонница или повышенная сонливость в течение, по крайней мере, последних дней;
  • частые жалобы на соматические недомогания (на боли в животе, головные боли, постоянную усталость, частую сонливость);
  • необычно пренебрежительное отношение к своему внешнему виду;
  • постоянное чувство одиночества, бесполезности, вины или грусти;
  • ощущение скуки при проведении времени в привычном окружении или при выполнении работы, которая раньше приносила удовольствие;
  • уход от контактов, изоляция от друзей и семьи, превращение в человека-одиночку;
  • погруженность в размышления о смерти, о смысле жизни;
  • отсутствие планов на будущее;
  • внезапные приступы гнева, зачастую возникающие из-за мелочей;
  • раздает другим вещи, имеющие большую личную значимость, окончательно приводит в порядок дела, мирится с давними врагами;

пропуски занятий, невыполнение домашнего задания, избегание общения с одноклассниками; проявление раздражительности, угрюмости; находится в подавленном настроении;

        чрезмерная деятельность или, наоборот, безразличие к окружающему миру;  внезапная эйфория или приступы отчаяния.

Существуют еще ситуационные признаки.

Подросток может решиться на самоубийство если:

  • социально изолирован (не имеет друзей или имеет только одного друга), чувствуют себя отверженным;
  • живет в нестабильном окружении (серьезный кризис в семье  – в отношениях с родителями или родителей друг с другом); алкоголизм – личная или семейная проблема);
  • ощущает себя жертвой насилия – физического, сексуального или эмоционального;
  • предпринимал раньше попытки суицида;
  • имеет склонность к самоубийству в последствие того, что

оно совершалось кем-то из друзей, знакомых или членов семьи;

  • перенес тяжелую потерю (смерть кого-то из близких, развод родителей);
  • слишком критически настроен по отношению к себе.

 

свернуть

Нормативные правовые документы для классного руководителя

ИМП по воспитательной работе

ИМП редактированное

Приложение 1 к ИМП

Приложение 2 к ИМП

Приложение 3 к ИМП

Методические рекомендации

Рекомендации ШАГ

Рекомедации о реализации информационно образ проекта ШАГ в 2021-2022 уч. году

свернуть

Рекомендации по организации деятельности классного руководителя 

Классному руководителю

Рекомендации по организации деятельности классного руководителя 

В соответствии с Положением об учреждении общего среднего образования, утвержденным постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 20 декабря 2011 г. № 283 (в редакции постановлений Министерства образования от 04.02.2014 № 9, от 10.04.2014 № 38, от 27.11.2017 № 148, от 03.03.2018 № 10),воспитательную работу с учащимися класса учреждения образования при реализации образовательных программ общего среднего образования организует учитель, который выполняет обязанности классного руководителя. Основанием для осуществления учителем организационно-воспитательной работы (классного руководства) служат должностные обязанности учителя, определенные в 28 выпуске Единого квалификационного справочника должностей служащих, утвержденного постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от21 октября 2011 г. № 105. Классный руководитель назначается приказом руководителя учреждения образования из числа учителей на период обучения учащихся в учреждении общего среднего образования.

Организация работы классного руководителя регламентируется инструктивно-методическим письмом об организации классного руководства.

Основные направления идеологической и воспитательной работы, осуществляемой классным руководителем, определены в Программе непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь на 2016-2020 гг., методических рекомендациях Министерства образования Республики Беларусь по вопросам организации воспитательного процесса в учреждениях образования, размещенных на сайте Министерства образования Республики Беларусь и публикуемых ежегодно в сборнике нормативных документов Министерства образования Республики Беларусь.

Организационно-воспитательная работа, проводимая классным руководителем в классе, осуществляется за пределами времени, отводимого на проведение учебных занятий, в соответствии с планом идеологической и воспитательной работы классного руководителя на четверть или полугодие (включая работу на каникулах, в шестой школьный день). Подробно механизм планирования описан в методических рекомендациях «Планирование воспитательной работы в классе и ее учет», «Примерная структурная модель ведения документации, регламентирующей организацию воспитательной работы в учреждении общего среднего образования» (Сборник нормативных документов Министерства образования Республики Беларусь, № 6, 2012).

Процесс документирования организационно-воспитательной работы классного руководителя регламентирован Инструкцией о порядке определения тарифицируемых часов организационно-воспитательной работы и дополнительного контроля учебной деятельности учащихся в учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего, профессионально-технического, среднего специального образования, утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 25 ноября 2004 г. № 70 (в редакции постановления от 07.10.2011 №70), постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 22.07.2013 № 52 «О внесении изменений в постановление Министерства образования Республики Беларусь от 25 ноября 2004 г. № 70» из расчета 5 тарифицируемых часов на один класс-комплект. Количество тарифицируемых часов на одного классного руководителя определяется решением руководителя учреждения образования в зависимости от объема выполняемой работы.

При документировании организационно-воспитательной работы в классном журнале классный руководитель должен указать количество часов, соответствующее тарификации. Классный руководитель должен записывать в журнал наиболее значимые воспитательные мероприятия и другие виды организационно-воспитательной деятельности.

Дополнительно сообщаем, что разъяснения по применению постановления Министерства образования Республики Беларусь от 25 ноября 2004 г. № 70 «Об утверждении Инструкции о порядке определения тарифицируемых часов организационно-воспитательной работы и дополнительного контроля учебной деятельности учащихся в учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего, профессионально-технического, среднего специального образования» содержатся в письме Министерства образования Республики Беларусь от 09.02.2005 № 03-11-2-03/54 «О некоторых вопросах применения постановления Министерства образования».

Классный руководитель составляет социально-педагогическую характеристику класса, поддерживает ее в актуальном состоянии в течение всего года.

С целью оказания методической и практической помощи в организации и проведении идеологической и воспитательной работы, повышения профессионального мастерства, обобщения и распространения лучшего опыта работы классных руководителей в учреждении образования организуется работа учебно-методического объединения классных руководителей. Содержание деятельности данных объединений определяется задачами работы учреждения на учебный год, а также индивидуальным образовательным запросом членов учебно-методических объединений.

Примерный алгоритм деятельности классного руководителя

  1. Изучать качество воспитания в классе; индивидуально-личностные особенности каждого учащегося с целью совершенствования воспитательного процесса.

.

Классному руководителю

Рекомендации по организации деятельности классного руководителя 

В соответствии с Положением об учреждении общего среднего образования, утвержденным постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 20 декабря 2011 г. № 283 (в редакции постановлений Министерства образования от 04.02.2014 № 9, от 10.04.2014 № 38, от 27.11.2017 № 148, от 03.03.2018 № 10),воспитательную работу с учащимися класса учреждения образования при реализации образовательных программ общего среднего образования организует учитель, который выполняет обязанности классного руководителя. Основанием для осуществления учителем организационно-воспитательной работы (классного руководства) служат должностные обязанности учителя, определенные в 28 выпуске Единого квалификационного справочника должностей служащих, утвержденного постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от21 октября 2011 г. № 105. Классный руководитель назначается приказом руководителя учреждения образования из числа учителей на период обучения учащихся в учреждении общего среднего образования.

Организация работы классного руководителя регламентируется инструктивно-методическим письмом об организации классного руководства.

Основные направления идеологической и воспитательной работы, осуществляемой классным руководителем, определены в Программе непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь на 2016-2020 гг., методических рекомендациях Министерства образования Республики Беларусь по вопросам организации воспитательного процесса в учреждениях образования, размещенных на сайте Министерства образования Республики Беларусь и публикуемых ежегодно в сборнике нормативных документов Министерства образования Республики Беларусь.

Организационно-воспитательная работа, проводимая классным руководителем в классе, осуществляется за пределами времени, отводимого на проведение учебных занятий, в соответствии с планом идеологической и воспитательной работы классного руководителя на четверть или полугодие (включая работу на каникулах, в шестой школьный день). Подробно механизм планирования описан в методических рекомендациях «Планирование воспитательной работы в классе и ее учет», «Примерная структурная модель ведения документации, регламентирующей организацию воспитательной работы в учреждении общего среднего образования» (Сборник нормативных документов Министерства образования Республики Беларусь, № 6, 2012).

Процесс документирования организационно-воспитательной работы классного руководителя регламентирован Инструкцией о порядке определения тарифицируемых часов организационно-воспитательной работы и дополнительного контроля учебной деятельности учащихся в учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего, профессионально-технического, среднего специального образования, утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 25 ноября 2004 г. № 70 (в редакции постановления от 07.10.2011 №70), постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 22.07.2013 № 52 «О внесении изменений в постановление Министерства образования Республики Беларусь от 25 ноября 2004 г. № 70» из расчета 5 тарифицируемых часов на один класс-комплект. Количество тарифицируемых часов на одного классного руководителя определяется решением руководителя учреждения образования в зависимости от объема выполняемой работы.

При документировании организационно-воспитательной работы в классном журнале классный руководитель должен указать количество часов, соответствующее тарификации. Классный руководитель должен записывать в журнал наиболее значимые воспитательные мероприятия и другие виды организационно-воспитательной деятельности.

Дополнительно сообщаем, что разъяснения по применению постановления Министерства образования Республики Беларусь от 25 ноября 2004 г. № 70 «Об утверждении Инструкции о порядке определения тарифицируемых часов организационно-воспитательной работы и дополнительного контроля учебной деятельности учащихся в учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего, профессионально-технического, среднего специального образования» содержатся в письме Министерства образования Республики Беларусь от 09.02.2005 № 03-11-2-03/54 «О некоторых вопросах применения постановления Министерства образования».

Классный руководитель составляет социально-педагогическую характеристику класса, поддерживает ее в актуальном состоянии в течение всего года.

С целью оказания методической и практической помощи в организации и проведении идеологической и воспитательной работы, повышения профессионального мастерства, обобщения и распространения лучшего опыта работы классных руководителей в учреждении образования организуется работа учебно-методического объединения классных руководителей. Содержание деятельности данных объединений определяется задачами работы учреждения на учебный год, а также индивидуальным образовательным запросом членов учебно-методических объединений.

Примерный алгоритм деятельности классного руководителя

  1. Изучать качество воспитания в классе; индивидуально-личностные особенности каждого учащегося с целью совершенствования воспитательного процесса.

Успешная реализация данных требований во многом зависит от правильного понимания сущности, содержания индивидуальной воспитательной работы, глубокого знания и умелой реализации всего многообразия ее методов.

В решении многообразных воспитательных задач положительно зарекомендовали себя самые распространенные формы и методы воспитания обучающихся. Основными формами реализации задач индивидуального воспитания являются:

  • педагогическое наблюдение;
  • изучение документов, характеризующих обучающихся;
  • индивидуальные воспитательные беседы;
  • анализ итогов воспитательных мероприятий;
  • беседы с учителями-предметниками;
  • социально-психологические исследования и др.

Педагогическое наблюдение – это изучение индивидуальных качеств обучающихся, его реакции на влияние внешних и внутренних факторов в классном коллективе, уровня взаимоотношений с другими обучающимися, педагогами.

Изучение документов, характеризующих обучающихся – это ознакомление с документами, находящимися в личном деле обучающихся.

Индивидуальная воспитательная беседа – это разговор между классным руководителем и обучающимся по заранее запланированной теме, предполагающий обмен мнениями между ними. Индивидуальная воспитательная беседа имеет цель, вопросы для обсуждения. По итогам беседы делается вывод. При проведении индивидуальной воспитательной беседы классный руководитель должен уважать национальные, религиозные чувства ученика, соблюдать чувство такта, не допускать грубости. С согласия обучающегося могут задаваться вопросы, касающиеся внутрисемейных отношений.

Анализ итогов воспитательных мероприятий – это изучение воспитательных мероприятий, степень участия обучающихся в них, результаты мероприятий, их влияния на внутреннее состояние личности, положение в классном коллективе.

Беседы с учителями-предметниками – это изучение индивидуального мнения педагогических работников об учащемся: успеваемость, активность на уроках, необходимость помощи в учебной деятельности.

Социально-психологические исследования - это изучение личности по результатам диагностических исследований и рекомендаций педагога-психолога, педагога социального и других специалистов.

Знание индивидуальных особенностей каждого обучающегося, групповых особенностей классного коллектива поможет определять обучающимся задания в соответствии с их индивидуально-психологическими особенностями и прогнозировать их отношения и поведение в классном коллективе. Наряду с другими формами и методами необходимо широко использовать индивидуальную воспитательную работу с каждым членом классного коллектива, активно использовать воспитательные возможности коллектива, постоянно анализировать итоги воспитательной работы, своевременно вносить коррективы в методику воспитания с учетом меняющихся индивидуальных и групповых особенностей обучающихся и др. Все это будет способствовать совершенствованию воспитательного процесса. 

  1. Осуществлять в классе идеологическую и воспитательную работу на основе государственной идеологии с учетом индивидуальных и возрастных особенностей, склонностей, интересов и потребностей учащихся, специфики учреждения образования и социокультурной среды.

Осуществляя в классе идеологическую и воспитательную работу, следует помнить, что ее содержание для каждого возрастного этапа будет отличаться друг от друга. Так, для учащихся I ступени обучения весь образовательный процесс будет построен больше на наглядности с использованием игровых моментов. Младший школьный возраст — наиболее подходящий для воспитания интереса к общественным явлениям, к жизни своей страны. Важно не упустить этот момент и вовлечь каждого в насыщенную интересную жизнь, деятельность коллектива, направленную на проявление заботы о ближайшем, а затем и дальнем окружении детей. Но при этом необходимо дать каждому ребенку реальную возможность занять активную позицию в организации групповой деятельности: определении ее цели, планировании, поиске способов и средств се выполнения, анализе и оценке результатов.

Для подростков важным становится общение со сверстниками, проявление потребности в самоутверждении и готовности действовать. В чем можно помочь им через организацию различных внеурочных мероприятий, где они могут проявить свои новые возможности через коллективные творческие дела, ученическое самоуправление и т.д.

На III ступени обучения школьникам свойственно стремление к освоению своего внутреннего мира: поиски перспективы жизненного пути, развитие чувства ответственности и стремление управлять собой, обогащение эмоциональной сферы.

Учет возрастных особенностей учащихся, а так же организация воспитательного процесса с учетом целей и путей развития конкретного учреждения образования, особенностей и возможностей региона создает предпосылки для организации успешной воспитательной и идеологической работы в классе. 

  1. Проводить еженедельно информационные часы с целью своевременного ознакомления учащихся с социально-экономической, общественно-политической и культурной жизнью страны по тематике, утвержденной заместителем руководителя, отвечающего за организацию идеологической и воспитательной работы

В воспитании информационной культуры личности учащихся информационные часы играют важную роль. Они проводятся еженедельно по тематике, утвержденной заместителем руководителя учреждения образования, отвечающим за организацию идеологической и воспитательной работы.

Их эффективность во многом зависит от активной позиции участников. Информационные часы целесообразно проводить еженедельно в соответствии с расписанием. Выступления должны быть краткими (3-5 мин) и посвящены конкретному факту, позволяющему углубить и разнообразить знания учащихся. После чего можно провести обсуждение рассматриваемого вопроса, обменяться мнениями.

Информационные часы могут подразделяться на обзорные и тематические. Обзорный информационный час — это краткий обзор основных политических, культурных и спортивных событий, произошедших за определенный отрезок времени в стране и за рубежом. Для подготовки тематического информационного часа определяется тема, которая должна быть актуальной для подрастающего поколения. Необходимо учитывать тематику единых дней информирования, преломляя предлагаемый материал в соответствии с возрастными особенностями обучающихся.

При проведении информационных часов рекомендуется использование Интернет-ресурсов, видеоматериалов, фотоиллюстраций и т. п.

При заполнении классного журнала классный руководитель указывает дату проведения и тему информационного часа точно в соответствии с утвержденными администрацией учреждения расписанием и тематикой, а также количество часов: 0,5 ч. при продолжительности информационного часа 20-30 минут, 1 ч – при продолжительности информационного часа 35-45 минут. Целесообразно указывать также форму проведения мероприятия. 

  1. Проводить еженедельно классный час по запланированной тематике, а также не реже одного раза в месяц по вопросам состояния дисциплины, результатах учебной деятельности учащихся, участия в общественно полезном труде, культурной и общественной жизни класса или учебной группы учреждения образования

Классный час — одна из важнейших форм организации воспитательной работы с учащимися. Он включается в школьное расписание и проводится каждую неделю в определенный день. Временной интервал классного часа – 45 минут.

Обычно классный час проходит в форме лекции, беседы или диспута, но может включать в себя и элементы викторины, конкурса, игры, а также других форм воспитательной работы. Использование интерактивных форм в проведении классного часа повышает эффективность его воспитательного воздействия.

Перед проведением классного часа классный руководитель должен решить ряд задач: определить тему и методы проведения классного часа, место и время его проведения (классный касс может проводиться за пределами учебного учреждения), составить план подготовки и проведения классного часа, вовлечь в процесс подготовки и проведения как можно больше участников, распределить задания между творческими группами и отдельными учащимися. Как и в любом воспитательном мероприятии, он учитывает возрастные особенности детей, особенности классного коллектива, уровень его развития.

В структурном отношении классный час состоит из трех частей: вступительной, основной и заключительной.

Назначение вступительной части: активизировать внимание учащихся, обеспечить достаточно серьезное и уважительное отношение к теме разговора, определить место и значение обсуждаемого вопроса в жизни человека, производстве, развитии общества и науки.

Цели основной части определяются воспитательными задачами классного часа.

Во время заключительной части важно стимулировать потребность школьников в самовоспитании, их желание внести изменения в работу класса. 

  1. Осуществлять контроль за состоянием успеваемости, учебной дисциплины и посещаемости учебных занятий учащимися, постоянно информировать законных представителей об успеваемости, случаях нарушений дисциплины и пропусков учебных занятий по неуважительным причинам с целью повышения ответственности законных представителей за результаты обучения и воспитания учащихся

Важным моментом в работе классного руководителя является контроль за успеваемостью, учебной дисциплиной и посещаемостью учебных занятий обучающимися. На классных часах один раз в месяц анализируется состояние учебной работы в классе, заслушиваются отчеты отдельных учащихся о выполнении ими правил поведения. Прежде всего, классный руководитель использует потенциал классного коллектива для повышения требований к учащимся по вопросам учебы и дисциплины. Проведение ежедневного контроля успеваемости со стороны классного руководителя позволяет своевременно принять меры к ликвидации пробелов в знаниях путем проведения индивидуальной работы с такими учащимися, организации помощи педагогами-предметниками и успевающими учениками. Контроль за посещаемостью уроков и внеклассных мероприятий осуществляется ежедневно.

Информирование законных представителей несовершеннолетних об успеваемости, случаях нарушений дисциплины и пропусков учебных занятий по неуважительным причинам проводится регулярно (путем телефонного звонка, приглашением на беседу, в рамках запланированных родительских собраний). В случае пропуска занятий учащимся у законных представителей сразу же выясняется причина отсутствия. Когда прогулы носят систематический характер, идет подключение членов Совета учреждения образования по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, принятие мер к законным представителям, которые не обеспечивают контроль за обучением и воспитанием ребенка. 

  1. Способствовать созданию условий для успешной учебной деятельности учащихся, укрепления дисциплины в ходе образовательного процесса, развития умений и навыков самостоятельной учебной работы, адаптации в учреждении образования

Созданию условий в данном направлении способствует взаимодействие с учителями-предметниками, руководством по решению проблем обучения. Важно обеспечить помощь в учебе учащимся. Задача классного руководителя – вовремя заметить отставание школьника в обучении, выяснение причин (через беседы с учителями-предметниками, самими учащимися, а при необходимости и с законными представителями несовершеннолетних) и оказание ему действенной помощи. С этой целью могут привлекаться специалисты СППС, в частности, педагог-психолог, который может дать рекомендации по работе с учащимся, имеющими проблемы в обучении и поведении после проведениях диагностической работы и анализа результатов психологических исследований. Значительное место в работе по улучшению успеваемости занимают разъяснительные беседы об обязанностях учащихся в учении, о культуре умственного труда, а также контроль за их домашней работой. 

  1. Способствовать созданию в классе учреждении образования здоровьесберегающего пространства, сохранению и укреплению физического и психического здоровья учащихся

Данному направлению работы способствует знание классным руководителем информацию о состоянии здоровья учащихся, хронических заболеваниях и противопоказаниях у учащихся класса, выполнение рекомендаций медицинского работника и контроль за соблюдением этих рекомендаций детьми и учителями-предметниками, выполнение требований санитарных норм к организации образовательного процесса.

При жалобах учащихся на ухудшение состояния здоровья необходимо ставить в известность законных представителей несовершеннолетних и учитывать их рекомендации. Если не запрещено законодательством или морально-этическими нормами, необходимо ставить в известность учителей-предметников о хронических заболеваниях детей.

Совместно с медицинским работником и законными представителями классный руководитель помогает учащемуся самостоятельно организовать свой режим жизни, проводит с учащимися беседы о необходимости его соблюдении, о правилах личной гигиены, проводит физкультминутки на уроках и переменах, организует спортивные соревнования и игры, экскурсии и походы.

Важным является работа по поддержанию санитарного состояния кабинета. Классный руководитель помогает организовать дежурство в классе. Общественно полезный труд должен быть организован согласно санитарно-эпидемиологическим требованиям, с соблюдением техники безопасности, в соответствующей одежде (халат, фартук, косынка и другое)

(Санитарные нормы и правила «Требования для учреждений общего среднего образования», утвержденные Постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 27 декабря 2012 № 206).

Необходимо уделить внимание проведению бесед в соответствии с планом воспитательной работы. При этом план может меняться в соответствии с внешними факторами. Так, при увеличении количества простудных заболеваний, проводятся беседы о профилактике гриппа и вирусных инфекций. В начале учебного года хорошо рассказать о профилактике глазных заболеваний, правильной осанке.

Важным аспектом формирования здорового образа жизни является профилактика различного рода зависимостей (алкогольной, никотиновой, наркотической, компьютерной и т.д.), воспитание безопасного и ответственного поведения в рамках классного часа и в шестой школьный день. Остается актуальным работа по профилактике суицидального поведения среди учащихся. Эту работу необходимо проводить систематически во взаимодействии с педагогом-психологом. Занятия с подростками необходимо ориентировать на формирование жизненной цели и профилактику различного рода переживаний (в том числе таких, как безответная любовь), когда нет еще четкого представления о собственной смерти, а имеется отрицание жизни.

Вся работа по сохранению психического здоровья детей должна строиться во взаимодействии с педагогом-психологом. Это позволит сделать такую работу более целенаправленной, гибко реагировать на различные изменения. Школьные страхи, неуверенность в собственных силах, особенно присущие обучающимся пятого класса или вновь прибывшим детям, постепенно уйдут, если рядом понимающие взрослые и доброжелательные одноклассники. 

  1. Изучать особенности семейного воспитания учащихся, выявлять учащихся, находящихся в социально опасном положении, проводить работу по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства, поддержке несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, правовому просвещению учащихся, профилактике противоправного поведения

Работа по изучению особенностей семейного воспитания, учащихся проводится регулярно и заключается в проведении наблюдений за обучающимися, по возможности, за взаимодействием между детьми и их законными представителями (особенно на I ступени обучения).

Более глубокую информацию об особенностях семейного воспитания дают изучение условий жизни и воспитания несовершеннолетних в семье, беседы с учащимися и их законными представителями, анализ участия законных представителей в жизнедеятельности учреждений образования, контроль за семьями, установившими опеку (попечительство) над несовершеннолетними. Широкое распространение получили индивидуальные консультации классных руководителей, которые позволяют в частном порядке обсудить проблемы, волнующие законных представителей несовершеннолетних и дать квалифицированный совет.

При посещении семей с целью изучения условий жизни и воспитания учащихся Министерство образования Республики Беларусь считает нецелесообразным составление классным руководителем актов обследования условий жизни и воспитания несовершеннолетнего, либо актов иного характера при очередном изучении условий семейного воспитания. Посещение семьи ребенка целесообразно зафиксировать в таблице, где отмечается дата посещения, ФИО законных представителей несовершеннолетнего и кратко отмечаются условия воспитания и проживания обучающегося.

Вышеуказанные условия могут быть определены как удовлетворительные (если не замечено каких-либо поводов для тревоги) или требующие дополнительного внимания (требуется кратко указать, что могло вызвать тревогу и требует дальнейшего изучения или особого внимания). Если у классного руководителя возникли сомнения о надлежащем воспитании учащегося, то он ставит в известность руководство учреждения образования и обращается к педагогу социальному для организации дальнейшей работы в рамках его компетенций.

При обследовании условий проживания несовершеннолетнего классному руководителю необходимо обратить внимание на следующие факторы:

  1. состояние жилого помещения: наличие существенных проблем (трещины в стенах, разбитые окна, плесень на стенах), содержат ли члены семьи жилое помещение в чистоте и порядке (замусоренность, захламленность, наличие бытовых паразитов, домашних животных, присутствие неприятных запахов внутри жилого помещения, наличие остатков пищи на полу и мебели и пр.);
  2. наличие мебели, ее достаточность и состояние;
  3. обеспеченность ребенка предметами первой необходимости: одежда, обувь по сезону, гигиенические средства по уходу, место для приготовления уроков и школьные принадлежности, детские книги, оборудованное место для сна, игр и др.;
  4. обеспеченность ребенка предметами для игр, соответствующими его возрасту, достаточным пространством для игр;
  5. испытывает ли семья финансовые трудности: носят ли они систематический характер, есть ли сопутствующие факторы — безработица, задолженности по счетам, отсутствие света, газа за неуплату и др.
  6. кто именно осуществляет уход за несовершеннолетним: оба родителя, только мама, в основном мама, только отец, в основном, бабушка (дедушка) и др.
  7. с кем и где пребывает ребенок в летний оздоровительный период либо в каникулярное время и т.п.

Во взаимоотношениях несовершеннолетнего с законными представителями, другими членами семьи следует обратить внимание на следующие факторы:

  • степень эмоциональной привязанности ребенка к обоим родителям и другим членам семьи (понаблюдать, к кому из родителей или других членов семьи ребенок привязан больше всего), эмоциональная близость с ними (либо эмоциональная отстраненность), адекватное реагирование на потребности ребенка (либо потребности и запросы ребенка удовлетворяются в минимальной степени), открытые и доверительные отношения между ребенком и родителями (либо безразличие, отстраненность одного из родителей (обоих) от ребенка) и др.
  • степень послушания ребенка и сознательное выполнение ребенком семейных правил и требований взрослых.

Классный руководитель в таблице посещения не прописывает приведенные выше факторы, а только указывает удовлетворенность условий в соответствии с ними или нет. В последнем случае кратко указывается причина дополнительных мероприятий в отношении несовершеннолетнего.

После получения сообщения от классного руководителя о предполагаемом неблагополучии ребенка в семье создается комиссия, в состав которой могут входить классный руководитель, специалисты СППС. Комиссия осуществляет очередное посещение семьи в ходе, которого, согласно Инструкции о порядке выявления несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите (в редакции постановления Министерства образования Республики Беларусь от 05.05.2007 N 30), рекомендуется руководствоваться критериями и показателями социально опасного положения несовершеннолетнего в совокупности согласно приложению 1 вышеуказанной Инструкции. С этой целью составляется акт обследования условий жизни и воспитания несовершеннолетнего по форме согласно приложению 2 Инструкции. 

  1. Оказывать педагогическую поддержку органам ученического самоуправления, первичным организациям общественных объединений «Белорусская республиканская пионерская организация», «Белорусский республиканский союз молодежи», другим детским и молодежным общественным объединениям, деятельность которых не противоречит законодательству Республики Беларусь

Педагогическая поддержка ученического самоуправления заключается в определении совместно с ребенком его интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий. При этом важным аспектом педагогической поддержки является решение проблем учащихся, касающихся их деятельности не только в стенах учреждения образования.

В организации педагогической поддержки ученического самоуправления важно привлечь самих детей к коллективному планированию и важно, чтобы они сами распределили обязанности, ответственных и выполнили запланированное.

Классному руководителю необходимо помнить, что самоуправление развивается только тогда, когда учащиеся оказываются в ситуации выбора решения поставленной проблемы.

Свою многообразную воспитательную работу классный руководитель проводит совместно с детскими и молодежными общественными объединениями. Данная работа проводится во взаимодействии с педагогами-организаторами, которые являются основными координаторами деятельности организаций в учреждении образования. Классным руководителям необходимо обратить внимание на проблему потери инте­реса детей и молодежи к общественным формированиям. Зачастую интерес пропадает из-за однообразия содержания и форм работы.

Деятельность детских и молодежных объединений достигнет наиболее эффективных результатов, если учащимся будет предоставлена возможность самовыражения, самореализации, самоутверждения. 

  1. Развивать традиции учреждения образования, содействовать обеспечению соблюдения правил внутреннего распорядка, защиты прав и законных интересов учащихся

Классный руководитель воспитательную и идеологическую работу с классным коллективом строит на основании и с учетом тех традиций, которые существуют в конкретном учреждении образования. Это позволяет сделать содержание воспитания интересным и увлекательным, доступным учащимся и их законным представителям.

Классный руководитель следит за добросовестным выполнением обязанностей, возложенных на учащихся Уставом учреждения образования, правилами внутреннего распорядка. Этому способствует рассмотрение правил распорядка на классных часах, размещение и ознакомление с ними на информационных стендах. 

  1. Содействовать вторичной занятости учащихся, их творческой, культурно-массовой и физкультурно-оздоровительной деятельности, участию в работе объединений по интересам, деятельности органов ученического самоуправления

Важным аспектом в воспитании подрастающего поколении, в его дальнейшей социализации является организация вторичной занятости молодежи. Молодые люди, получившие трудовой опыт работы в свободное от учебы время, в дальнейшем более осознанно относятся к работе на первом рабочем месте, охотнее принимают участие в общественной жизни предприятия.

Большое значение здесь должна занимать общественная работа и трудовая деятельность. С этой целью организуются различные виды общественно полезного и производительного труда учащихся, работа по самообслуживанию, сбор лекарственных растений, посильное участие в благоустройстве и ремонте школы, а также труд на промышленных предприятиях, проводится работа по профессиональной ориентации.

Работа по созданию условий профессионального самоопределения учащихся должна начинаться с учащихся I ступени обучения через организацию ознакомительных экскурсий на заводы и предприятия, встречи с интересными людьми различных профессий, игр-путешествий в мир редких профессий. На следующих ступенях обучения профориентация подростков и молодежи осуществляется через вторичную занятость, а так же через получающие все большее распространение школьные (ученические) бизнес-компании.

Все большее значение в данном направлении работы приобретает взаимодействие классного руководителя и специалистов СППС. Педагог-психолог проводит психодиагностические исследования интересов и склонностей учащихся, их личностных особенностей. Это способствует их самоопределению в будущем. К работе по профориентации привлекаются законные представители несовершеннолетних, с которыми классные руководители организовывают родительские собрания, на которых ведется разъяснительная работа по данному направлению, а также педагогом-психологом проводится индивидуальная консультационная деятельность. К организации работы в данном направлении целесообразно привлекать заинтересованные ведомства, которые помогут в предоставлении рабочих мест и популяризации востребованных профессий.

Классный руководитель осуществляет учет посещения учащимися объединений по интересам, способствует занятости учащихся в соответствии с их интересами и склонностями на основании рекомендаций педагога-психолога.

При организации культурно-массовой работы необходимо использовать социокультурные возможности региона. 

  1. Осуществлять организацию воспитательного процесса в классе на основе планирования идеологической и воспитательной работы, общественно полезного труда, отдыха и оздоровления учащихся во внеучебное время и каникулярный период

Идеологическая и воспитательная работа осуществляется на основе нормативных правовых документов в соответствии с ежегодными рекомендациями, содержащимися в инструктивно-методических письмах Министерства образования Республики Беларусь по идеологической и воспитательной работе. В соответствии с Примерной структурной моделью ведения документации, регламентирующей деятельность организации воспитательной работы в учреждении общего среднего образования (Сборник нормативных документов, № 6, 2012) для эффективной организации работы классному руководителю предлагается следующая документация: план идеологической и воспитательной работы классного руководителя на четверть или полугодие (включая работу на каникулах, в шестой школьный день); социально-педагогическая характеристика класса (поддерживается в актуальном состоянии в течение года); аналитический отчет о воспитательной работе за год.

Самой важной работой классного руководителя является вовлечение учащихся в различные мероприятия. Это и спортивные мероприятия, и классные часы, подготовка проектов и т.д. Воспитание будет эффективным, когда происходит совокупность применения методов: убеждения, примера, соревнования, поощрения и др. Все большую популярность приобретают интерактивные методы воспитания. Достигаемые с их помощью результаты доказывают высокую эффективность таких способов организации работы. Главным в организации воспитательной работы является ее системность. 

  1. Способствовать формированию сплоченного классного коллектива, основанного на принципах уважения и доброжелательного отношения к каждому учащемуся независимо от материального положения и социального статуса его законных представителей

В работе классного руководителя по организации детского коллектива можно выделить следующие направления:

организация разнообразной увлекательной деятельности;

организация общения для создания благоприятного психологического микроклимата в коллективе.

Большим формирующим потенциалом обладают коллективные творческие дела. С их помощью классный руководитель может сформировать детский коллектив, дать возможность ему совершенствоваться и развиваться. Коллективные творческие дела дают возможность вовлечь в деятельность класса обучающихся, требующих особого внимания.

Работа классного руководителя по созданию благоприятного микроклимата в классном коллективе ведется в сотрудничестве со службой СППС. С этой целью хорошо привлекать педагога-психолога для проведения мониторинга психического здоровья детей (адаптация к школе, выявление уровня тревожности, уровня мотивации к учению), и опираясь на его исследования проводить работу в соответствии с рекомендациями.

По мере необходимости следует проводить в классе индивидуальную работу (беседы с обучающимися, педагогическими работниками, законными представителями несовершеннолетних); групповые упражнения на сплочение коллектива; вовлечение в групповую деятельность детей, имеющих трудности в общении; развитие коммуникативных свойств, обучающихся и др., рекомендованных специалистами СППС.

Важным фактором развития нормального психологического климата в коллективе является вовлечение законных представителей в жизнь классного коллектива. Вся работа строится на основе уважения к личности как учащихся, так и их законных представителей. 

  1. Содействовать организации питания и медицинского обслуживания учащихся в соответствии с установленными требованиями

Классный руководитель проводит с учащимися и их законными представителями разъяснительную работу о необходимости горячего питания для развивающегося организма ребенка, выясняет причины отказа от питания. Современному человеку необходимы знания о рациональном и здоровом питании (режим, разнообразие, сбалансированность), о соблюдении питьевого режима, о культуре поведения за столом и др.

Классный руководитель вместе с медицинским работником проводит санитарно-гигиеническое просвещение школьников, заботится о проведении профилактических прививок и медицинских осмотров. 

  1. Соблюдать установленные требования по охране труда и созданию безопасных условий для здоровья и жизни учащихся

Классный руководитель проводит профилактическую работу по предупреждению несчастных случаев. Особое значение нужно уделить профилактике травматизма в учреждении образования и за его пределами. В помощь организации работы по данному направлению издано пособие для педагогических работников, которое содержит материалы по организации охраны труда: Петраков, В.Н. Охрана труда и обеспечение жизнедеятельности в учреждениях образования / Методические рекомендации. – Минск : АПО, 2013

 

свернуть