Выпускнику

О поступлении на условиях целевой подготовки

03.06.2024

 

На сайте Министерства образования размещена интерактивная карта для абитуриентов, которые планируют поступать в 2024 году в вузы на условиях целевой подготовки. Карта поможет абитуриентам подобрать место для учебы и будущей работы, найти контакты организаций-заказчиков кадров по интересующей специальности для получения дополнительной информации и заключения договоров о целевой подготовке. Карта дополнена информацией для абитуриентов-целевиков по педагогическим специальностям. Дополнительную информацию по вопросам приемной кампании 2024 года можно получить по телефонам горячих линий, которые работают во всех учреждениях высшего образования.

свернуть

«Горячая телефонная линия» для абитуриентов

25.05.2024

В целях оказания помощи обучающимся, их законным представителям и иным заинтересованным лицам в получении информации об организации итоговой аттестации по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования и вступительной кампании в учреждениях высшего образования в 2024 году:

С 9 апреля 2024 года во всех учреждениях высшего образования (УВО) и в Министерстве образования начнут работу «горячие линии» по вопросам организации выпускной и вступительной кампании 2024 года.

Режим работы в будние дни – с 9.00 до 18.00, перерыв на обед – с 13.00 до 14.00).

«Горячая телефонная линия» приемной комиссии учреждений высшего образования

 

 

свернуть

Вступительная кампания 2024

 

 

Информация о порядке участия во вступительной кампании отдельных категорий учащихся:

https://edu.gov.by/abiturientu-2024/                                         

 

свернуть

Итоговая аттестация в 2024 году

 

Письмо главного управления по образованию Минского областного исполнительного комитета «Об информировании»

 

          Руководство  ГУО «Нарочская средняя школа Вилейского района» доводит до сведения заинтересованных лиц письмо главного управления по образованию Минского областного исполнительного комитета «Об информировании».

 Об информировании

           В целях обеспечения единых подходов к проведению итоговой аттестации учащихся по завершении обучения и воспитания на II и III ступенях общего среднего образования главное управление по образованию Минского облисполкома информирует.

          Допуск учащихся к итоговой аттестации по завершении обучения и воспитания на II и III ступенях общего среднего образования осуществляется на условиях и в порядке, установленных пунктами 37, 38 и 39 Правил проведения аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования, утвержденными постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 11.07.2022 № 184 (с изменениями от 30.12.2022 № 509, от 15.11.2023 № 348) (далее – Правила проведения аттестации).

           Обращаем внимание, что к итоговой аттестации по завершении обучения и воспитания на II и III ступенях общего среднего образования не допускаются учащиеся, которые имеют неудовлетворительные отметки по итогам учебного года или не аттестованы по итогам учебного года по тем учебным предметам, по которым проводятся выпускные экзамены, централизованные экзамены. Порядок освобождения учащихся от выпускных экзаменов (по всем учебным предметам, по которым проводятся выпускные экзамены, или по отдельным учебным предметам) по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования осуществляется в соответствии с требованиями пунктов 40 и 41 Правил проведения аттестации. Порядок освобождения учащихся от выпускных экзаменов, централизованных экзаменов (по всем учебным предметам, по которым проводятся централизованные экзамены, выпускные экзамены или по отдельным учебным предметам) по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования указан в пунктах 42 и 43 Правил проведения аттестации.

          Обращаем внимание, что в соответствии с абзацами 2, 12, 18, 24 пункта 23 Правил приема лиц для получения общего высшего и специального высшего образования, утвержденных Указом Президента Республики Беларусь от 27.01.2022 № 23 (в редакции Указа Президента Республики Беларусь от 03.01.2023 № 2, от 29.12.2023 № 416) (далее – Правила приема), без вступительных испытаний, за исключением лиц, поступающих в соответствии с договором о целевой подготовке специалиста с высшим образованием, зачисляются (в порядке перечисления в соответствии с пунктом 23 Правил приема):

           победители (дипломы I, II, III степени) международных олимпиад (в соответствии с перечнем, устанавливаемым Министерством образования) и республиканской олимпиады по учебным предметам, проведенной Министерством образования в учебном году, который завершился в год приема (далее – учебный год), при поступлении на специальности, для которых данный учебный предмет определен предметом профильного испытания, за исключением специальностей «Международные отношения», «Международное право», «Правоведение», «Экономическое право», «Государственное управление и право», «Востоковедение»;

           победители (дипломы I, II, III степени) третьего (областного, Минского городского) этапа республиканской олимпиады по учебным предметам, проведенной Министерством образования в учебном году (при наличии рекомендации педагогического совета учреждения образования, которое они окончили), при поступлении на педагогические специальности, перечень которых устанавливается Министерством образования и для которых данный учебный предмет определен предметом профильного испытания;

           победители (дипломы I, II, III степени) третьего (областного, Минского городского) этапа республиканской олимпиады по учебным предметам, проведенной Министерством образования в учебном году по учебным предметам, перечень которых устанавливается Министерством образования, при поступлении на наиболее востребованные экономикой специальности, а также при поступлении в учреждения высшего образования, за исключением расположенных на территории г. Минска, на специальности, для которых данный учебный предмет определен предметом профильного испытания, за исключением специальностей «Международные отношения», «Международное право», «Правоведение», «Экономическое право», «Государственное управление и право», «Востоковедение», а также специальностей, предметами профильных испытаний которых являются «Творчество», «Физическая культура и спорт»;

          победители (дипломы I, II, III степени) третьего (областного, Минского городского) этапа республиканской олимпиады по учебным предметам, проведенной Министерством образования в учебном году, при поступлении в учреждения высшего образования, за исключением расположенных на территории г. Минска, на специальности, для которых данный учебный предмет определен предметом профильного испытания, за исключением специальностей «Международные отношения», «Международное право», «Правоведение», «Экономическое право», «Государственное управление и право», «Востоковедение».

          Обращаем внимание, что учащиеся, которые воспользовались правом освобождения от одного централизованного экзамена (далее – ЦЭ), могут быть зарегистрированы только для прохождения двух централизованных тестирований (далее – ЦТ), что позволит им участвовать в общем конкурсе для зачисления в учреждения высшего образования.

          Обладатели дипломов третьего (областного, Минского городского) этапа республиканской олимпиады могут не воспользоваться правом освобождения от ЦЭ, сдать два ЦЭ, пройти одно ЦТ и участвовать в общем конкурсе для зачисления на выбранную специальность. Главное управление по образованию Минского облисполкома указывает на необходимость проведения дополнительной информационно-разъяснительной работы с законными представителями учащихся, победителями третьего областного и заключительного этапов республиканской олимпиады по учебным предметам, о порядке участия в ЦЭ и ЦТ в резервные дни, о проведении вступительной кампании в 2024 году. На сайте Министерства образования (edu.gov.by / Главная / Абитуриенту 2024) и на официальных сайтах учреждений высшего образования размещена информация о порядке участия во вступительной кампании отдельных категорий учащихся, которую можно использовать для проведения информационно-разъяснительной работы с законными представителями учащихся.

Первый заместитель начальника                                      С.П.Филистович

свернуть

Поступление в высшие учебные заведения страны

 

Для абитуриентов, родителей, и всех заинтересованных на сайте Министерства образования, а также на сайте www.abiturient.by  размещена и постоянно обновляется актуальная информация о вступительной кампании в учреждения высшего образования 2024.

свернуть

Сроки и пункты проведения централизованного тестирования в 2024 году

         

Министерство образования определило сроки и пункты проведения централизованного тестирования в этом году. Это предусмотрено ведомственным постановлением от 12 марта 2024 года №28.

          ЦТ по предметам пройдет в этом году с 27 мая по 6 июня. Так, по белорусскому языку - 30 мая, русскому языку - 30 мая, обществоведению - 27 мая, 6 июня, математике - 27 мая, 3 июня, биологии - 27 мая, 3 июня. ЦТ по иностранному языку (английскому, немецкому, французскому, испанскому, китайскому) состоится 27 мая, 3 июня, по химии - 27 мая, 6 июня, по физике - 27 мая, 6 июня, по истории Беларуси - 27 мая, 6 июня, по географии - 27 мая, 3 июня, по всемирной истории (новейшее время) - 27 мая, 3 июня.

          Резервными днями определены: 19 июня (в этот день можно будет пройти тест по всем предметам), 23 июня (это вторая дата для сдачи экзамена по русскому и белорусскому языкам), 21 июня (по остальным предметам, входящим в список учебных предметов для проведения ЦТ).

          Зарегистрироваться для прохождения ЦТ необходимо с 9 по 22 апреля. При этом время работы пунктов регистрации - с 9.00 до 19.00 (в субботние (13 и 20 апреля) дни - с 9.00 до 18.00). Регистрация для прохождения ЦТ в резервные дни пройдет с 10 по 14 июня.

          Время начала ЦТ, в том числе в резервные дни, традиционное - 11.00. Сертификаты ЦТ будут выдаваться с 1 июля.

          Постановлением также установлен перечень учреждений образования, определенных пунктами проведения ЦТ и пунктами регистрации для прохождения ЦТ.

https://edu.gov.by/news/tst--2024-ustanovleny-sroki-i-punkty-provedeniya/

свернуть

Вступительная кампания-2024

          Что из новаций? В этом году те, кто нарушил инструкцию при сдаче ЦЭ, смогут пройти испытание 19, 21 августа. Ранее пересдача была только через год. Иные сроки установлены, чтобы ребята могли поступить в колледжи. Вступительная кампания в университеты к этому моменту уже закончится. Комиссии, которые будут работать в каждой аудитории, очень строго проследят за тем, чтобы были соблюдены абсолютно справедливые и прозрачные условия для каждого выпускника, потому что на кону стоит не только выпуск из общей средней школы, но и поступление в университет. Бюджетные места в вузах На 3 тысячи бюджетных мест в вузах   страны   станет больше. Это коснется педагогических, медицинских, инженерных специальностей наравне с востребованными экономикой. Целевая форма подготовки Сейчас в Беларуси около 11 тысяч целевиков обучаются на уровне высшего образования. В этом году их может быть больше.  Распределение выпускников-платников Процедура распределения платников останется прежней. Требования, которые предъявлялись к предоставлению первого рабочего места и статусу молодого специалиста, действовавшие в 2023 году, сохраняются.  Для тех, кто отработал 2 года в организации и хочет продлить свой контракт еще на три года - до пяти лет, предусмотрено сохранение тех льгот и надбавок, которые они имеют, как молодые специалисты. Образование для абитуриентов из России В эту вступительную кампанию впервые российские абитуриенты смогут поступать в вузы Беларуси по результатам ЕГЭ не только на платную форму получения образования. Для них предусмотрено около тысячи бюджетных мест. У россиян будут равные с белорусами условия - двухлетняя отработка на предприятиях и организациях нашей страны. Выпускные вечера 14 июня в Беларуси состоятся школьные выпускные вечера. К этому времени будущим абитуриентам объявят результаты централизованного экзамена и вручат сертификаты. Сдавшим ЦЭ в основные дни, итоги ЦЭ будут выданы не позднее 12 календарных дней после его завершения

свернуть

О завершении учебных занятий, окончании 2023/2024 учебного года

19.02.2024

         Опубликовано письмо Министерства образования Республики Беларусь от 12.02.2024 № 02-01-14/1654/дс/ «О завершении учебных занятий, окончании 2023/2024 учебного года при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования, образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования».

         На основании части второй пункта 2 статьи 150 Кодекса Республики Беларусь об образовании:

учебные занятия завершаются 31 мая 2024 г.,

для учащихся IX (Х классов, в которых обучались учащиеся с особенностями психофизического развития с пятилетним сроком обучения на I ступени общего среднего образования) и XI (XII) классов – 24 мая 2024 г.;

учебный год завершается 31 августа 2024 г.

         Торжественные мероприятия «Последний звонок» для учащихся IX (Х) классов, XI (XII) классов учреждений образования, реализующих образовательную программу базового образования, образовательную программу среднего образования, образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования, проводятся 25 мая 2024 г.

         Выпускные вечера для учащихся XI (ХІІ) классов рекомендуется провести 14 июня 2024 г.

свернуть

Допуск учащихся к итоговой аттестации

19.02.2024

         Допуск учащихся к итоговой аттестации по завершении обучения и воспитания на II и III ступенях общего среднего образования осуществляется на условиях и в порядке, установленных пунктами 37, 38 и 39 Правил проведения аттестации.

Обращаем внимание, что к итоговой аттестации по завершении обучения и воспитания на II и III ступенях общего среднего образования не допускаются учащиеся, которые имеют неудовлетворительные отметки по итогам учебного года или не аттестованы по итогам учебного года по тем учебным предметам, по которым проводятся выпускные экзамены, централизованные экзамены.

свернуть

Освобождение от экзаменов

19.02.2024

         Полный перечень оснований для освобождения учащихся от выпускных экзаменов (по всем учебным предметам, по которым проводятся выпускные экзамены, или по отдельным учебным предметам) по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования указан в пунктах 40 и 41 Правил проведения аттестации.

         Полный перечень оснований для освобождения учащихся от выпускных экзаменов, централизованных экзаменов (по всем учебным предметам, по которым проводятся централизованные экзамены, выпускные экзамены или по отдельным учебным предметам) по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования указан в пунктах 42 и 43 Правил проведения аттестации.

         Обращаем внимание, что в соответствии с Правилами проведения аттестации для освобождения от централизованных экзаменов учащиеся, которые обучались на дому (законные представители несовершеннолетних учащихся), учащиеся, являющиеся победителями третьего и заключительного этапов республиканской олимпиады по учебным предметам (законные представители несовершеннолетних учащихся), не позднее чем за 5 дней до завершения регистрации на централизованный экзамен (1 апреля 2024 г.) подают руководителю учреждения образования (уполномоченному им лицу) заявление.

         В случае, если учащийся принимает решение об освобождении от централизованного экзамена, то он лишается права в 2024 году проходить регистрацию на централизованное тестирование.

свернуть

Итоговая аттестация-2024

19.02.2024

Итоговые испытания по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования проводятся в виде выпускного экзамена.

Выпускные экзамены проводятся с 3 по 10 июня 2024 г. (основные сроки) и с 19 по 26 августа 2024 г. (иные сроки).

Выпускные экзамены для учащихся, осваивающих содержание образовательной программы базового образования  проводятся по учебным предметам:

«Белорусский язык» – изложение в письменной форме (отводится 4 астрономических часа);

«Русский язык» – изложение в письменной форме (отводится 4 астрономических часа);

«Математика» – контрольная работа в письменной форме (отводится 4 астрономических часа);

«История Беларуси» – по билетам в устной форме.

Учебный предмет

Вид работы

Используемые сборники экзаменационных материалов

Белорусский язык

Изложение

Зборнік матэрыялаў для выпускнога экзамену па вучэбным прадмеце «Беларуская мова» за перыяд навучання і выхавання на II ступені агульнай сярэдняй адукацыі. Тэксты для пераказаў.

Выдавецтва «Нацыянальны інстытут адукацыі», 2022 год выдання.

Зборнік матэрыялаў для выпускнога экзамену па вучэбным прадмеце «Беларуская мова» за перыяд навучання і выхавання на III ступені агульнай сярэдняй адукацыі. Тэксты для пераказаў.

Выдавецтва «Нацыянальны інстытут адукацыі», 2017 год выдання

Русский язык

Изложение

Сборник материалов для выпускного экзамена по учебному предмету «Русский язык» за период обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования. Тексты для изложений.

Издательство «Национальный институт образования», 2022 год издания.

Сборник материалов для выпускного экзамена по учебному предмету «Русский язык» за период обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования. Тексты для изложений.

Издательство «Национальный институт образования», 2020, 2021, 2022 год издания

Математика

Контрольная работа

Зборнік заданняў для выпускнога экзамену па вучэбным прадмеце «Матэматыка» за перыяд навучання і выхавання на II ступені агульнай сярэдняй адукацыі.

Выдавецтва «Нацыянальны інстытут адукацыі», 2020, 2023 гады выдання.

Зборнік заданняў для выпускнога экзамену па вучэбным прадмеце «Матэматыка» за перыяд навучання і выхавання на III ступені агульнай сярэдняй адукацыі.

Выдавецтва «Нацыянальны інстытут адукацыі», 2020 год выдання

Сборник заданий для выпускного экзамена по учебному предмету «Математика» за период обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования.

Издательство «Национальный институт образования», 2020, 2021, 2022, 2023, 2024 годы издания

Сборник заданий для выпускного экзамена по учебному предмету «Математика» за период обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования.

Издательство «Национальный институт образования», 2022 год издания

 

 

Итоговые испытания по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования могут проводиться в виде централизованных экзаменов.

Централизованные экзамены проводятся:

по учебным предметам «Физика», «Математика», «Химия», «Биология», «Иностранный язык» (английский, немецкий, испанский, французский, китайский), «История Беларуси», «Всемирная история» (новейшее время), «География», «Обществоведение» (по выбору учащегося) в основные сроки 27 мая 2024 г., резервные дни – в даты проведения централизованного тестирования в резервные дни, иные сроки 19 августа 2024 г.

по учебному предмету «Белорусский язык» или «Русский язык» (по выбору учащегося) в основные сроки 30 мая 2024 г., резервные дни – в даты проведения централизованного тестирования в резервные дни, иные сроки 21 августа 2024 г.

свернуть

Организация образовательного процесса в 2024/2025 учебном году 

19.02.2024

 

В 2024/2025 учебном году организация образовательного процесса будет осуществляться по четвертям в следующие сроки:

первая четверть – со 2 сентября 2024 г.  по 26 октября 2024 г.;

вторая – с 4 ноября 2024 г.  по 24 декабря 2024 г.;

третья – с 8 января 2025 г.  по 22 марта 2025 г.;

четвертая – с 31 марта 2025 г.  по 31 мая 2025 г., а для учащихся IX (X), XI (XII) классов с 31 марта 2025 г. по 23 мая 2025 г.

На протяжении учебного года устанавливаются каникулы:

осенние – 8 дней с 27 октября 2024 г. по 3 ноября 2024 г. включительно;

зимние – 14 дней с 25 декабря 2024 г.  по 7 января 2025 г.  включительно;

весенние – 8 дней с 23 марта 2025 г.  по 30 марта 2025 г.  включительно;

летние – 92 дня с 1 июня 2025 г.  по 31 августа 2025 г., для учащихся, завершивших обучение на II ступени общего среднего образования, – 82 дня с 11 июня 2025 г. по 31 августа 2025 г. включительно.

Для учащихся I-II классов (ІІІ классов – для учащихся с особенностями психофизического развития с пятилетним сроком обучения на I ступени общего среднего образования) в ІІІ четверти проводятся дополнительные зимние каникулы с 17 февраля 2025 г. по 23 февраля 2025 г. включительно продолжительностью 7 дней.

 

свернуть

Информация о высших учебных заведениях Республики Беларусь

Что такое целевое направление?

Вопросы к вступительным экзаменам по целевым договорам

Национальный институт образования во исполнение поручения Министерства образования Республики Беларусь подготовил вопросы к вступительным испытаниям по учебным предметам «Математика», «Всемирная история», «История Беларуси», «Обществоведение», «География», «Биология», «Физика», «Химия», «Беларуская лiтаратура», «Русская литература».

Вопросы к вступительным экзаменам по целевым договорам.

свернуть

Выпускнику 2024

Уважаемые выпускники!

    Скоро вы покинете родную школу, и всё, что вас ждет во взрослой жизни, теперь зависит только от вас самих. Здесь вас научили быть искренними, самостоятельными, ответственными, отзывчивыми. Научили дружить, отстаивать свое мнение, любить науку, бережно относиться к знаниям, то есть дали основу того, без чего невозможно стать настоящим Человеком с большой буквы! Пожелаем вам не растерять всё это, а приумножать, воспитывать в себе лучшие качества. Желаем, чтобы ваши мечты исполнились. Удачи вам, везения, новых достижений, счастья и успехов в дальнейшей жизни!

     

  Учебные заведения Республики Беларусь
  Интерактивный путеводитель по системе профессионального образования Беларуси
 

Мероприятия военно-профессиональной ориентации граждан

 

Телеграм-бот для поступающих в учреждения профессионального образования

свернуть

Утверждены новые правила приема в высшие и средние специальные заведения

Утверждены новые правила приема в высшие и средние специальные заведения

Какие изменения ждут абитуриентов в 2022 году?

         С этого года начнут предоставляться льготы при поступлении в учреждения высшего образования выпускникам классов спортивно-педагогической и военно-патриотической направленности, детям военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, погибших (умерших) или ставших инвалидами при исполнении служебных обязанностей, лицам, сдавшим Единый государственный экзамен в России (при поступлении на платную форму обучения).

Что поменяется с 2023 года?

          2023 году в силу вступят нормы об увеличении в учреждениях высшего образования процента бюджетных мест на условиях целевой подготовки специалистов по сельскохозяйственным специальностям - до 70% от контрольных цифр приема, по медицинским - до 80%, по иным специальностям - до 60%. При этом расширяется сфера применения целевой подготовки для организаций, расположенных не только в малых населенных пунктах и на загрязненных территориях, но и в иных населенных пунктах.

         С нового года при поступлении в учреждения высшего образования закрепляется возможность для выпускников школ поступления в вузы по сертификатам централизованного экзамена. Порядок его проведения будет утвержден Министерством образования. Кроме того, будет расширен перечень лиц, имеющих льготы при поступлении в вузы. В частности, льготами смогут воспользоваться победители университетских олимпиад и отдельные участники заключительного этапа республиканской олимпиады, лица, прошедшие обучение в Национальном детском технопарке.

         Со следующего года вводятся дополнительные вступительные испытания для поступающих на специальности, требующие особых управленческих и практических навыков, необходимость наличия стажа работы для получения образования в заочной и вечерней формах.

Как будет проходить зачисление в ссузы?

При поступлении в учреждения среднего специального образования зачисление абитуриентов будет осуществляться по конкурсу среднего балла документа об образовании.

 

УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 27 января 2022 г. No 23 О правилах приема лиц для получения высшего и среднего специального образования

 

 

свернуть

Советы психолога

Интернет-сайты для подготовки к ЦТ

Интернет-сайты для подготовки к ЦТ

№ п/п

Адрес сайта/образовательного портала

Предметы

1

https://adukar.by/ct-online

(онлайн тренажёр для самостоятельной подготовки к централизованному тестированию, тесты по содержанию и сложности аналогичны тем, что даются на тестировании)

русский язык;

белорусский язык;

английский язык;

обществоведение;

история Беларуси;

математика;

физика;

химия;

биология

2

http://testy.by/quiz

(простой в использовании сайт для онлайн подготовки к ЦТ)

русский язык;

белорусский язык;

английский язык;

немецкий язык;

история Беларуси;

химия;

физика;

математика;

биология;

география

3

http://vesety.com/category/testy-ct/

(образовательный портал, на котором можно онлайн выполнить тесты за 2012 - 2014 годы)

русский язык;

белорусский язык;

английский язык;

немецкий язык;

история Беларуси;

Всемирная история;

обществоведение;

химия;

физика;

математика

4

http://budny.by/abiturient/vstcampaign/artmid/586/articleid/3427/rikz-vylogeil-demo-varianty-testov-ct-dlia-oznakomleniia-i-skachivaniia

(демо-варианты тестов ЦТ за 2014-2015 годы, разработанные РИКЗ для ознакомления и скачивания)

русский язык;

белорусский язык;

английский язык;

немецкий язык;

испанский язык;

французский язык;

китайский язык;

история Беларуси;

обществоведение;

физика;

математика;

химия;

биология;

география

5

https://ct-online.by/

(онлайн платформа для подготовки к ЦТ 2018 в Беларуси)

русский язык;

белорусский язык;

английский язык;

история Беларуси;

обществоведение;

физика;

математика;

химия;

биология

6

http://vedy.by/

(интернет-ресурс для комплексной интерактивной подготовки к централизованному тестированию и экзаменам)

русский язык;

белорусский язык;

физика;

математика;

химия;

биология

7

http://www.testirovanie.org/testy/index.php

(сайт централизованного тестирования, собраны самые необходимые информационные материалы, касающиеся поступления в вуз и централизованного тестирования, можно проверить свои знания по тому или иному предмету)

русский язык;

белорусский язык;

английский язык;

немецкий язык;

история Беларуси;

Всемирная история;

химия;

физика;

биология;

математика;

география

8

http://alma.by/

(тесты ЦТ онлайн)

русский язык;

физика;

математика;

немецкий язык

9

http://xn----jtb0bbbcw0c.xn--90ais/ct-onlain/

(тесты ЦТ онлайн за 2015-2016 годы)

русский язык;

белорусский язык;

история Беларуси;

обществоведение;

химия;

физика;

биология;

математика

10

http://effor.by/about/21_rla

(образовательная платформа, русский язык онлайн)

русский язык

11

https://derzaj.by/ct/

русский язык;

белорусский язык;

история Беларуси;

обществоведение;

химия;

физика;

биология;

математика;

география

12

http://reshuzadachi.by/testi

(тесты по физике и математике онлайн)

физика;

математика

13

http://www.yoursystemeducation.com/

(подготовка к ЦТ по химии)

химия

14

http://bntu-help.net/Onlaien-testi-po-fizike/

(онлайн тестирование по ЦТ за 2010 год)

физика;

химия;

биология;

математика

15

http://www.kudapostupat.by/article/item/id/1404

(тесты, демоверсии РИКЗ по ЦТ и ответы к ним в pdf формате)

русский язык;

белорусский язык;

физика;

математика;

химия;

биология;

английский язык;

немецкий язык;

испанский язык;

французский язык;

история Беларуси;

география;

всемирная история

16

http://onlinetestpad.com/by/tests/history

(тесты по истории Беларуси, 6-11 классы  онлайн)

история Беларуси

17

http://www.mozg.by/tests

русский язык;

белорусский язык;

история Беларуси;

математика;

биология

18

http://www.brsu.by/abi/onlajn-testirovanie-po-belorusskomu-yazyku

(онлайн тестирование по предметам)

белорусский язык;

история Беларуси.

19

Глава 1. http://seenglish.by/testing/sborniki-ct-proshlyx-let.html(сборники ЦТ от 2010 года для самостоятельной работы)

английский язык

20

tutor.gsu.by

Глава 2. (дополнительное тестирование)

русский язык;

белорусский язык;

физика;

математика;

химия;

биология;

география;

английский язык;

немецкий язык;

история Беларуси;

всемирная история;

обществоведение

 

http://adukar.by/ подготовка  к экзаменам и тестированию


Дорогие друзья! У вас есть еще одна возможность проверить свои знания накануне ЦТ! KudaPostupat.by публикует авторские тесты с заданиями  по наиболее массовым предметам: РУССКОМУ ЯЗЫКУ, МАТЕМАТИКЕ.

http://kudapostupat.by/article/item/id/1262


 http://er-test.ru/index.php - электронный репетитор



 Чтобы успешно пройти централизованное тестирование, необходимо тщательно подготовиться. Как правило, для подготовки к предстоящему тестированию следует не только изучить теоретический материал, но и каким-то образом систематизировать полученные знания. Именно это и позволяет сделать наш сайт, увеличивая тем самым Ваши шансы получить высокий балл на централизованном тестировании. Полученные здесь навыки сослужат вам неплохую службу на централизованном тестировании или экзаменах в институт.

http://effor.by// - образовательная платформа


http://vedy.by/ru/about Система тестирования «Электронный репетитор» представляет собой интернет-портал, на котором предоставляется он-лайн доступ к справочным и практическим материалам по различным предметам школьной программы (беларуская мова, русский язык, математика, биология, химия, физика).

Основные задачи программы: 

  • проверить и закрепить знания при помощи тренировочных и контрольных тестов; 
  • систематизировать изученный школьный курс; 
  • осуществить контроль над усвоением материала; 
  • устранить пробелы в знаниях;
  • сделать обучение доступным и интерактивным.  

свернуть

свернуть

Рекомендации выпускникам

КАК ИЗБАВИТЬСЯ ОТ ТРЕВОГИ?

Тревожность – чувство, которое сопровождает нас постоянно, всю жизнь. Причин для беспокойства в жизни действительно немало. Но что такое тревога?

Тревога это поток чувств, сконцентрированных на страхе: что-то плохое должно случиться. Психолог Томас Боркович разработал простую программу, как уменьшить немотивированное чувство тревоги. Основная идея – признать, что есть вещи, которые действительно стоят беспокойства, но важно свести к предельно возможному минимуму время, когда вас обуревает чувство тревоги.

 

  1. Определите симптомы тревожности, такие, как неспособность сконцентрироваться, влажные ладони или ощущение, что к вам в желудок «залетели бабочки».
  2. Выделите специально полчаса в день, чтобы тревожиться.
  3. Напишите на листе бумаги перечень проблем, вызывающих у вас беспокойство в течение определенного промежутка времени.
  4. Используйте эти полчаса для того, чтобы проанализировать перечисленные проблемы: есть проблемы, решение которых не в ваших силах, поэтому тревожиться здесь бессмысленно, есть проблемы, выход из которых вам надо найти и надо продумать свои действия на будущее, чтобы избежать новых трудностей, – этим и займитесь.
  5. Если вы обнаружите, что продолжаете думать над тревожащими вас вещами в другое время дня, – настойчиво отгоняйте эти мысли либо переключайтесь сознательно на приятные мысли.

 

Как писать диктант

Инструкция

  1. Экзаменатор с выражением читаетвесь текст диктанта. Ваша задача на этом этапе диктанта проста – прослушать текст. Услышав непонятные слова, обязательно узнайте у экзаменатора их значение после того как он прочитает текст. Постарайтесь понять текст, вникнуть в его смысл.
  2. Затем текст читается уже предложениями. Каждое из предложений обычно читается три раза: первый раз целиком,второй – по частям, третий раз – снова целиком и с выражением. При первом прочтении предложения не записывайте его, а постарайтесь определить структуру (простое, сложное или осложненное).
  3. Не торопитесь успеть записать предложение во время его диктовки по частям. Пишите аккуратно, знаки препинания расставляйте только в тех случаях, где вы на 100% уверены в уместности данного знака. В первую очередь необходимо уделить внимания правильности написания слов.
  4. Когда экзаменатор будет читать предложение с выражением, паузами выделяя те или иные знаки, расставьте все остальные знаки препинания.
  5. После написания диктанта дается 5-7 минут на его самопроверку. Чтобы эффективно эту самопроверку провести, отвлекитесь от текста на пару-тройку минут. Лучше подумать о чем-нибудь другом, отвернувшись от текста или закрыв глаза. Это крайне важный психологический момент.
  6. Теперь внимательно прочитайте текст, проанализировав расстановку знаков препинания. Решив зачеркнуть или доставить знак, не спешите. Сначала подумайте, какую он должен играть роль в предложении.

Проверить написание слов вы можете, произведя орфографический разбор каждого «проблемного» слова. Выполняйте исправления ручкой: тонкой косой линией зачеркните неправильную букву, а затем сверху аккуратно напишите правильную.

 

ПОДГОТОВКА К ЭКЗАМЕНАМ

СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА

 Подготовка к экзаменам и их сдача - достаточно стрессовые ситуации для большинства людей. Именно в последние дни кажется/ будто не было ни всех этих лет школьной жизни, ни мудрых преподавателей/ ни прочитанных учебников/ ни вызубренных формул... Чаще всего наибольшее количество негативных эмоций (страх, тревога, волнение) мы испытываем в период подготовки к экзамену. У некоторых уже сейчас даже мысли о предстоящем поступлении тревожат, заставляют испытывать дрожь в коленках. Кажется, что ты ничего конкретного не знаешь, в голове сумбур и каша...

      Экзамен - это соревнование, и к нему нужно быть готовым не только интеллектуально, но и психологически. Именно положительный настрой и уверенность в себе - 50% успеха в этой борьбе.

  1. Помните, что волнение и тревога - это полезные вещи, это сигнал к тому, что ты готов к действию, это мобилизация всех сил для достижения поставленной цели. Опасно чрезмерное волнение - оно вызывает растерянность и суетливость ;
  2. Поэтому, четко планируйте свое время. Не стоит садиться за стол с размытой целью «немного позаниматься или заняться повторением». Ставьте перед собой четкую конкретную цель «дочитать хотя бы до конца главы». Кто-то рекомендует разбивать материал на количество тех дней, которые остались до экзамена. Но чаще всего это не срабатывает, так как на последний день набегает столько не выученных «хвостов», что последняя ночь перед экзаменом вместо отдыха превращается в кошмар!
  3. Написание шпаргалок помогает: доказано, что визуальное запоминание дается лучше, чем зубрежка. Лучше всего день перед экзаменом посвятить просмотру шпаргалок, чтобы восстановить все в памяти... Тех, кто списывает на экзамене, всегда видно.
  4. Не позволяйте отрицательным эмоциям и стрессу захлестывать. Верьте в свои силы, чаще вспоминайте ситуации, когда вы были успешны, не забывайте своих достижений.
  5. Не бывает зря потраченных усилий, неуспех - это чаще всего недостаток приложенных сил.
  6. Успокоительные препараты могут притуплять внимание и тормозят мыслительные процессы. По возможности обойдитесь без стимуляторов (кофе, крепкого чая и т.д.), нервная система перед экзаменом и так на взводе.
  7. Сон в последнюю ночь - обязательно! Ваш организм тоже должен подготовиться к экзамену - отдохнуть. 8. Конечно же этот период для вас очень напряжен: репетиторы, уроки.... Но все-таки, находите время для встреч с друзьями, «разгрузочные» дни никто не отменял. Очень хороши занятия типа аэробики, сходите иногда в спортзал, поиграть в волейбол. Физическая разрядка - первый и один из главных шагов для снятия напряжения эмоционального.

КОГДА ОСТАЛОСЬ ТРИ ДНЯ...

   Составьте четкий план подготовки к экзаменам. Рассчитайте дни и распределите билеты и  темы по дням, но помните, что последний день должен быть посвящен повторению и обобщению пройденного материала. Обязательно чередуйте отдых и занятия. Для старшеклассников - 40 мин. работы, 15- перерыв, для абитуриентов и студентов 50-60 мин. занятий, 10 - перерыв. В перерыве лучше заняться механической работой, не «загружая» голову (помыть посуду, подмести пол и т.д.). Очень полезно в перерывах между занятиями проводить небольшие сеансы релаксации (расслабления). При подготовке наше внимание рассеивается, чтобы этого не происходило, уберите все лишние предметы со стола. В комнате должен быть свежий воздух, по линии взгляда хорошо повесить картину или коллаж, где были бы желтый, голубой, фиолетовый - эти цвета повышают эффективность занятий. В комнате поставьте сирень или зажгите аромолампу с запахом цитрусовых, эти запахи бодрят и благотворно влияют на память. Включите спокойную фоновую музыку, чтобы не отвлекаться на посторонние звуки. Дольше удержать внимание на изучаемом предмете помогает прием «5 шагов» - обзор, вопрос, изучение, пересказ, обзор.

   ШАГ 1. Вы просматриваете материал и бегло  читаете, чтобы получить общее представление о предмете.

  ШАГ 2. Вы придумываете каждой теме, заголовок, если необходимо, каждому абзацу по одному вопросу (желательно их записать). 

   ШАГ 3. Вы внимательно читаете текст, по ходу чтения пытаясь найти ответы на поставленные вопросы.

   ШАГ 4. Вы отвечаете на эти вопросы.

   ШАГ 5. Вы еще раз просматриваете материал, внимательно изучая трудные места.

           Перед входом в аудиторию никогда не ведите разговоров о том, какой преподаватель злой, как его все бояться и что никто не сдаст, - это все настраивает на отрицательный результат, мешает сосредоточиться. Лучше, если вы не будете ждать, а сразу пойдете в аудиторию. Очень важно выспаться перед экзаменом, даже если осталось 1-2 билета, лучше их не выучить, чем пойти на экзамен сонным.

  Одежда. Скромность, господа, скромность и опрятность. Пиджак, белая рубашка или блузка - оптимальный вариант и для девушек, и для юношей. Помните, что преподавателей могут нервировать признака вашего благосостояния или пола. Мобильники, золотые украшения и маникюр спокойно дождутся вас дома.

  Приметы. Книга под подушкой, монета под пяткой, вопль в форточку «Ловись, халява!» перед сном и мысленные проклятия близких) во время сдачи вами экзамена очень помогают... Особенно в сочетании с прочитанными учебниками, выученными формулами и врожденной грамотностью.

   Актерские данные. Не дайте преподавателю прервать вас. Фразы типа: «Предвижу ваше возражение...», «А вот здесь вы могли бы меня спросить...», «Можно спорить, но я просто высказываю свое мнение...», а также другие попытки утомить, развеселить или услышать экзаменатора - не есть путь к успеху, но значительно его облегчают.

   Ирония. Нет, не та, с которой вы бросаете комиссии: «Не больно-то и хотелось...», а та, с которой вы поймете: экзаменов в жизни будет много и большинство из них можно сдавать еще не раз..

  1. В ночь перед экзаменом отдохните, лягте спать пораньше. Лучше всего перед сном погулять, принять горячую ванну. Спать ложитесь в хорошо проветриваемом помещении.
  2. Все, что необходимо вам на экзамене, лучше собирайте вечером, так как утром какая-либо потерянная или не найденная вовремя вещь может надолго выбить вас из колеи.
  3. Постарайтесь для снятия напряжения пользоваться упражнениями, а не медикаментами – валерьянкой, так как она снижает активность, затормаживает работу мозга.
  4. Шпаргалка – это не замена знаний, а помощник. Если вы будете рассчитывать только на шпаргалку, ваш мозг «отключится», и даже если вы знаете ответ (читали, слышали), вспомнить его вам не удастся.
  5. Постарайтесь попасть при сдаче экзаменов в первую половину сдающих, так как ко второй половине экзамена у вас может сложиться отрицательная установка: «Мне уже все равно, только бы скорее уйти домой».
  6. При волнении отвлекитесь на ходьбу (по коридору, по лестнице). Двигательная активность поможет вам справиться с тревожностью.
  7. Перед непосредственным входом в аудиторию, где принимают экзамен, несколько раз глубоко вдохните, но не делайте слишком много глубоких вдохов, так как у вас может закружиться или разболеться голова.
  8. Взяв экзаменационный билет не спешите заглядывать в него. Подойдите к своему месту, успокойтесь, когда почувствуете, что волнение утихло, только тогда внимательно прочтите вопросы. Это поможет сосредоточиться на том, что вы читаете.
  9. Составьте план ответа – это поможет вам не потерять нить мысли или какие-либо факты. Отвечайте экзаменационный билет уверенно, постарайтесь говорить не спеша.
  10. Если вы не знаете (на 100%) ответы на билет, шпаргалку вытянуть не удалось, помощь зала не помогла, звонок другу на экзамене отменен – пользуйтесь своим личным обаянием.

Экзаменаторы тоже люди.

 

КАК НАУЧИТЬСЯ СДАВАТЬ ЭКЗАМЕНЫ

 

Советы психолога

         В настоящее время экзамены в школе сдают не только старшеклассники, но и подростки. С каждым годом значимость этих экзаменов, в том числе и субъективная, становится все выше. Умению сдавать экзамены, как ни странно, никто специально не учит, вместе с тем соответствующие психотехнические навыки очень полезны, они не только повышают эффективность подготовки к экзаменам, позволяют более успешно вести себя во время экзамена, но и вообще способствуют развитию навыков мыслительной работы, умению мобилизовать себя в решающей ситуации, овладевать собственными эмоциями и т. п. Формирование подобных психотехнических навыков будет полезно абсолютно всем школьникам старших классов.

    Обсуждая вопрос о психологическом оснащении процесса сдачи экзаменов, следует выделить три основных этапа:

1) подготовка к экзамену, изучение учебного материала перед экзаменом;

2) поведение накануне экзамена;

3) поведение собственно во время экзамена.

Подготовка к экзаменам

 

    Прежде чем начать подготовку к экзаменам, следует оборудовать место для занятий: убрать лишние вещи, удобно расположить нужные учебники, пособия, тетради, бумагу, карандаши и т. п. Психологи считают, что хорошо ввести в такой интерьер для занятии желтый и фиолетовый цвета, поскольку они повышают интеллектуальную активность. Не надо переклеивать ради этого обои или менять шторы, достаточно какой-то картинки в таких тонах, эстампа, которые в конце концов можно сделать и самому, использовав, например, технику коллажа.

 

    Приступая к подготовке к экзаменам, полезно составить план.

 

       Составляя план на каждый день подготовки, необходимо четко определить, что именно сегодня будет изучаться. Не вообще: «Немного позанимаюсь», а что именно сегодня будете учить, какие именно разделы какого предмета.

 

    Конечно, хорошо начинать — пока не устал, пока свежая голова — с самого трудного, с того раздела, который заведомо знаете хуже всего. Но бывает и так, что заниматься не хочется, в голову ничего не идет. Короче, «нет настроения». В таком случае полезно начать, напротив, с того, что знаете лучше, с того материала, который вам более всего интересен и приятен. Возможно, постепенно вработаешься и дело пойдет.

 

    Обязательно следует чередовать работу и отдых, скажем, 40 минут занятий, затем 10 минут — перерыв. Можно в это время вымыть посуду, полить цветы, сделать зарядку.

 

    Готовясь к экзамену, не надо стремиться к тому, чтобы прочитать и запомнить наизусть весь учебник. Полезно повторять материал по вопросам. Прочитав вопрос, вначале вспомните и обязательно кратко запишите все, что вы знаете по этому вопросу, и лишь затем проверьте себя по учебнику. Особое внимание обратите на подзаголовки главы или параграфа учебника, на правила и выделенный текст. Проверьте правильность дат, основных фактов. Только после этого внимательно, медленно прочтите учебник, выделяя главные мысли, — это опорные пункты ответа.

 

    В конце каждого дня подготовки следует проверить, как вы усвоили материал: вновь кратко запишите планы всех вопросов, которые были проработаны в этот день.

 

    При подготовке к экзаменам вообще полезно структурировать материал за счет составления планов, схем, причем обязательно делать это не в уме, а на бумаге. Такая фиксация на бумаге полезна потому, что при воспоминании, повторении «про себя», смешиваются узнавание и реальное знание, а узнавать всегда легче, чем вспоминать. Возникает впечатление знания, а когда надо пересказать его другим, сказать вслух, оно куда-то улетучивается. Именно с этим часто бывают связаны случаи, когда кажется, что вы знаете, помните, а начинаете отвечать, и ответ получается отрывочным, скомканным. Поэтому такими приемами хорошо пользоваться и в течение учебного года при подготовке уроков. Кстати, тогда и к экзаменам придется меньше готовиться. Когда вы записываете план ответа, вы становитесь в позицию человека, передающего свои знания другим, т. е. делаете то же самое, что надо делать, отвечая в классе или на экзамене. Планы полезны и потому, что их легко использовать при кратком повторении материала и даже иногда непосредственно в ответе на экзаменах.

 

    Ответы на наиболее трудные вопросы полностью, развернуто расскажите маме, другу — любому, кто захочет слушать, причем старайтесь это делать так, как требуется на экзаменах. Очень хорошо записывать ответ на магнитофон, а потом послушать себя как бы со стороны.

 

    Перед устным экзаменом хорошо попробовать ответы на наиболее трудные вопросы рассказать перед зеркалом (желательно таким, чтобы видеть себя в полный рост), обращая внимание на позу, жесты, выражение лица. Почему это надо делать? В психологии установлено, что чем больше различия в состояниях человека в тот момент, когда он получает информацию (готовится к экзамену) и воспроизводит ее (сдает экзамен), тем труднее ему извлекать информацию из памяти. Готовиться обычно приходится дома, сидя, а то и лежа, в спокойной обстановке, расслабившись, а отвечая на экзамене, человек испытывает напряжение, волнение. Когда вы рассказываете ответ или записываете его на магнитофон, вы сближаете эти два состояния. Важно и то, что речь «про себя» отличается от речи вслух: она краткая, сжатая. Для того чтобы стать понятной другим, она требует перевода. И тогда оказывается, что не все можно перевести: что-то забыто, что-то в переводе кажется бледной копией, что-то видится как образ, картинка, а словами не выражается. Когда вы пересказываете ответ, вы включаете особый вид памяти — речедвигательную память, помогающую вам отвечать не на внутреннем, а на общедоступном языке. Только тут и выясняется, что вы знаете твердо и чем можете поделиться с другими, что — только для себя и поэтому требует дополнительного перевода, а что, как оказывается, вообще не знаете.

 

    Если в какой-то момент подготовки к экзаменам вам начинает казаться, что это выучить невозможно и вы никогда не сможете запомнить всего, что требуется, подумайте о том, сколько по этому предмету вы уже знаете, дайте себе отчет в том, где вы находитесь и сколько вам еще предстоит пройти, чтобы освоить весь материал. Только делать это надо как можно конкретнее. Не: «Ой, мамочки, я ничего не знаю» или «Я все равно ничего не успею, так не лучше ли все это бросить», а отделив легкие или сравнительно легкие для вас вопросы и темы от тех, на которые вы смотрите, как на китайскую грамоту. А затем сосредоточьтесь на том, что вам нужно выучить, как бы перекидывая мостик между знаемым и незнаемым.

 

    Главное, никогда не надо стараться выучить весь учебник наизусть, а надо всегда помнить, что ваша задача не вызубрить, а понять. Поэтому концентрируйте внимание на ключевых мыслях.

 

    Обязательно решайте задачи (по математике, физике), разбирайте предложения, слова (по русскому языку) — в общем научитесь хорошо выполнять практические задания; и не просто выполнять, но и рассказывать полностью, вслух, как вы их выполняли, какой был ход ваших действии и рассуждении.

 

    Готовясь к экзамену, никогда не думайте о том, что провалитесь, но, напротив, мысленно рисуйте себе картину триумфа, легкого победного ответа. Мысли о возможном провале недаром называют саморазрушающими. Они не только мешают вам готовиться, создавая постоянное напряжение и смятение в мыслях, занимая в них главное место, они к тому же как раз и позволяют вам ничего не делать или делать все, спустя рукава (зачем трудиться, если все равно ничего не выйдет). Совет может быть таким: сосредоточьтесь на конкретных задачах, продумывайте программу подготовки на каждый день и четко следуйте ей, обязательно составляя план ответа на каждый вопрос, причем каждый на отдельном листке, чтобы к концу дня вы видели некоторое материальное выражение своего труда.

 

    За несколько дней до экзамена обязательно «проиграйте» мысленно ситуацию экзамена, представьте себе во всех деталях обстановку, комиссию, свой ответ. Старайтесь делать это как можно конкретнее, подробнее. Но — внимание! — сконцентрируйтесь на выборе лучшего ответа, лучшей формы поведения, а на саморазрушающие мысли о провале, о собственных страхах постарайтесь не обращать внимания: не гоните их, но и не «зацикливайтесь» на них.

 

Накануне экзамена

 

    Оставьте один день перед экзаменом на то, чтобы вновь повторить все планы ответов, а перед устным экзаменом пересказать их кому-нибудь или самому себе перед зеркалом так, как будто отвечаете комиссии на экзамене. Не повторяйте билеты по порядку, лучше напишите номера на листочках и тяните, как на экзаменах. Каждый раз, прежде чем рассказать билет, вспомните и запишите план ответа. Если это получилось легко, можете не рассказывать — этот вопрос вы знаете хорошо. Рассказывайте только то, в чем вы чувствуете затруднение. При рассказе пользуйтесь записанным планом — на экзамене можно пользоваться записями, сделанными при подготовке к ответу. Следите при этом за своей позой, жестами, мимикой, голосом. Знайте, что ваша речь, весь ваш вид должны выражать уверенность в себе и своих знаниях. Известно, что голос, поза, жестикуляция не только «выдают» состояние человека, но по принципу обратной связи способны влиять на него, т. е., приняв уверенную позу, начиная говорить спокойным и уверенным голосом, вы в действительности становитесь спокойнее и увереннее в себе.

 

    Если вы волнуетесь, то непосредственно накануне представьте себе ситуацию экзамена во всех красках, со всеми своими чувствами, переживаниями, «страшными мыслями»: вот вы вошли в класс, вот тяните билет, садитесь готовиться, выходите отвечать, отвечаете и т. п. Итак, сначала вы представляете, как у вас дрожат руки или пересыхает в горле, а в голове не осталось ни одной мысли, но вот вы тянете билет, садитесь на место или читаете задание на доске во время письменного экзамена, страх пропадает, вы сосредоточиваетесь и начинаете спокойно готовиться к ответу или выполнять задание. Подходите к экзаменационной комиссии и уверенно отвечаете на все вопросы. Еще раз: представьте себе все как можно конкретнее, в деталях, со всеми чувствами, переживаниями, действиями, но так, как бы вы хотели, чтобы все произошло, как должно произойти при успешной сдаче экзамена.

 

    Естественно, если у вас вообще нет никакого страха перед экзаменом, то не надо его и представлять себе. Однако в этом случае подумайте, не слишком ли вы спокойны. Отсутствие некоторого «предстартового» волнения также часто мешает хорошим ответам.

 

    Если же вы очень боитесь, попробуйте прием, называемый «доведением до абсурда». Постарайтесь как можно сильнее напугать себя. Представьте себе все самые страшные, немыслимые подробности и ужасающие последствия. Если вы занимаетесь вдвоем или в группе, попробуйте посильнее напугать друг друга. Такое предельное усиление страха обычно приводит человека к мысли о том, что бояться, в сущности, нечего и даже самые тяжелые последствия на самом деле не так ужасны.

 

    Каждому известно: для того чтобы полностью подготовиться к экзамену, не хватает всего одной, последней перед ним ночи. Это, однако, ерунда. Вы уже устали, и не надо себя переутомлять. Напротив, с вечера перестаньте готовиться. Умойтесь. Совершите прогулку. Выспитесь как можно лучше, чтобы встать отдохнувшим, с ощущением своего здоровья, силы, даже некоторой агрессивности. Ведь экзамен — это своеобразная борьба, прежде всего борьба обаяний, в которой надо уметь за себя постоять.

 

    По дороге на экзамен не вредно просто пролистать учебник.

 

Во время экзамена

 

    Как вести себя на экзамене? Вот несколько полезных советов.

  1. Взяв билет, прочитав задания на доске, ознакомьтесь с вопросами и начинайте готовиться с того вопроса, выполнять то задание, которое, пусть совсем ненамного, для вас легче.
  2. Напишите примерный план ответа карандашом на чистом листе бумаги. Составьте список всех нюансов, которых вы хотите коснуться в своем ответе. Пишите даже то, что может вначале показаться ненужным, это поможет вам в процессе письма припомнить еще какие-нибудь факты. Если вам удастся это сделать, вы сразу почувствуете некоторое облегчение. Ваши нервы станут спокойнее, голова начнет работать более ясно и четко. Вы как бы освободитесь от нервозности, и вся ваша энергия теперь может быть направлена на ответ на экзаменационный вопрос.
  3. Составление этого небольшого плана, возможно, займет у вас минут 20—25, и вы можете заметить, что многие вокруг уже отложили свои листочки в сторону. Не делайте так: это может потом выйти вам боком. Если есть возможность, прикрепите листок со своим планом к листку с экзаменационными вопросами, и экзаменатор увидит, что вы дали себе труд написать план ответа заранее и что у вас методический склад ума. Когда пройдет 25 мин, вы можете распрямиться и расслабиться, потому что фактически вы уже ответили на вопросы и все, что осталось сделать, — это переписать все начисто. Пока будете переписывать, в голову могут прийти новые мысли, которые позволят шире раскрыть план, написанный карандашом.
  4. Сократите работу экзаменатора. Он или она зачтут это в ваш актив, если вашу работу будет легко читать и делать в ней пометки. Понятный и четкий почерк просто необходим.
  5. Если возможно, сформулируйте краткий ответ на весь вопрос в первом же предложении первого параграфа. Таким образом, вы дадите экзаменатору возможность понять, что смысл вопроса вам ясен и вы имеете правильное представление о предмете.
  6. Если вопрос состоит из нескольких частей, назовите каждую из них и подчеркните подзаголовки: тогда экзаменатор сможет быстро просмотреть вашу работу и сразу увидит, что вам есть что сказать по каждому пункту.
  7. Если вы ведете речь о каких-то гипотезах или включаете в свой ответ даты тех или иных событий, подчеркните их тоже: знание дат сразу бросается в глаза экзаменатору.
  8. Удостоверьтесь, что в готовом ответе есть вступление, основная часть и заключение. Если вы пишете эссе, то во вступлении надо перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, потом в основной части работы надо детально развернуть всю проблему, а в заключение придать ходу своих мыслей завершенность и поставить точку.

 

Что делать, если...

 

  • — вдруг обнаружилось, что вам попался вопрос, по которому вы можете сказать очень немного, не впадайте в панику, а сразу начинайте записывать все, что когда-либо слышали по этому поводу: из телепередачи ли, из кинокомедии ли, из разговора с родителями или друзьями либо из энциклопедии. В процессе написания в голову могут прийти какие-либо мысли, и вы, возможно, вспомните что-нибудь из пройденного в классе или прочитанного. А можно сделать и так. Разделите лист бумаги на две части. На левой напишите, например: «Что я знаю» (или просто поставьте «+»), на правой — «Что мне неизвестно» (или «-»). Смелее пишите в левой части все, что вам приходит в голову по поводу ответа — правила, примеры, отдельные положения и др. Ничего, если все это будет беспорядочно. На правой записывайте вопросы, «дыры», пункты, про которые, как вам кажется, вы ничего не можете сказать. Время от времени просматривайте правую часть и вычеркивайте все, что вспомнили. В конце подготовки обязательно составьте план ответа: лучше ответить не все, но то, что вы знаете, изложить четко и логично, чем как бы сказать все, но делать это хаотично, начиная говорить об одном, потом вдруг переходя к другому, возвращаясь к тому, что забыл, и т. п.;
  • — вообще ничего не знаете, не говорите об этом экзаменатору, а говорите что-нибудь, хоть какую-нибудь ерунду, типа: «Прежде, чем рассказать о творчестве Пушкина, надо поговорить о принципах поэтического творчества вообще...» Хотя, конечно же, лучше играть по правилам;
  • — на полуслове вы забыли, о чем надо говорить. Прежде всего, не «теряйте голову». Сохраните спокойствие, хотя бы внешнее — такое может случиться с каждым! Повторите последнюю фразу, сначала так же, как раньше, а потом, если сможете, другими словами. За это время вспомните план ответа: что вы уже рассказали? К чему эта фраза может относиться? В большинстве случаев это помогает. Если это так — смело продолжайте ответ. Если нет — посмотрите на листок, который вы написали, готовясь к ответу, и начинайте отвечать следующий пункт плана (даже если вам только кажется, что этот пункт следующий). Потом в конце ответа всегда можно вернуться к тому, что пропустили;
  • — вы уже почти кончили отвечать, и тут-то, наконец, вспомнили, о чем хотели сказать, когда «потеряли мысль», или о чем забыли сказать. Ничего страшного. Закончите говорить то, о чем говорили, а затем скажите то, что пропустили. Ни в коем случае не прерывайте ответа ради того, о чем вспомнили. Лучше пусть о чем-то вы скажете в конце, чем весь ответ окажется нелогичным. Не говорите: «Да, я еще забыл сказать о ...» Говорите, например, так: «Вернемся к (название пункта плана). Я хотел бы добавить...» или так: «Кроме того, надо сказать, что ...», «Следует подчеркнуть»;
  • — вас не слушают. Не воспринимайте это как личное оскорбление, не относите на свой счет. Продолжайте ответ, как если бы вы этого не заметили;
  • — экзаменатор в резкой и неприятной форме перебивает вас, требует что-то уточнить, повторить. Или еще хуже, «кидают» неприятные реплики. Кажется, что все сговорились вас завалить. Отвлекитесь от этого. От вас требуется мужество и собранность, умение не показывать обиду. Сконцентрируйте внимание на точном ответе. Отвечайте четко и коротко. Только так вы сможете доказать, что к вам относятся несправедливо. Ни в коем случае не показывайте, что разозлились, и не старайтесь вызвать жалость к себе. Самое эффективное — сохранить чувство собственного достоинства и с достоинством держаться;
  • — вы оговорились, и все стали смеяться. Не переживайте. Это может случиться с каждым. Оговариваются даже профессионалы — дикторы радио и телевидения. Посмейтесь вместе со всеми — и все. Если же оговорку кроме вас вообще никто не заметил, продолжайте говорить дальше, как будто ничего не произошло;
  • — вам задают дополнительный вопрос. Не пугайтесь. Не торопитесь с ответом. Можете сказать, что вам надо немного подумать. Четко определите, к чему относится этот вопрос, какого ответа он требует. Прежде чем говорить, сформулируйте ответ в уме. Времени на это требуется совсем немного;
  • — вы ошиблись. Ну и что? Ошибки бывают у всех. Если вы заметили ошибку и знаете, как ее исправить, сделайте это. Если же не уверены, правилен ваш ответ или нет, продолжайте отвечать, как будто ничего не произошло. Если вам укажут на ошибку и вы не уверены твердо в своей правоте, лучше согласиться. Не бойтесь ошибок! Учитесь, используя ошибки, лучше разбираться в усваиваемом материале;
  • — вам поставили отметку ниже той, на которую вы рассчитывали. Не вступайте в спор, не доказывайте. Во время вступительных экзаменов воспользуйтесь правом на апелляцию.

    И конечно, никогда не забывайте про чувство юмора — пусть оно не покидает вас и во время экзамена.

 

Профилактика экзаменационного стресса

 

Заканчивается учебный год, впереди вас ждут экзамены. Вы готовы к ним? Что вы испытываете накануне?

Фактор тревожности в предэкзаменационный период со слов самих учащихся выражается:

В чувстве изоляции и разобщенности, о чем не могут рассказать ни родителям, ни учителям

В паническом беспокойстве, которое не в силах преодолеть.

В состоянии неуверенности в своих силах, нередко выражаемое жалобой на то, что нет "своих мыслей в голове".

В ощущении, что ничего не смогут успеть в оставшееся до экзаменов время.

В растерянности, из-за неумения отделить главное от второстепенного.

Экзамен - это, безусловно, напряжение. Разубеждать вас в этом не станем. Но давайте будем относиться к ним, как к факту в биографии, как к рубежному шагу: через это все проходили, от этого не умирают.

Как же нужно относиться к экзаменам?

 Самое главное - не преувеличивать и не преуменьшать его значение. А с чем можно его сравнить? Наверное, с итоговой контрольной работой в конце года, но только добавляется еще устный ответ.

 В народе говорят: "Во всем плохом есть что-то хорошее". Давайте и мы с вами попробуем найти плюсы в этом пугающем слове " экзамен":

 Это бесплатный тренировочный шанс для поступления в высшую школу.

 Итак, что же мы имеем со сдачи экзаменов?

Перевод в следующий класс

Получение аттестата

Тренировка

Проверка своих способностей и возможностей

А еще, экзамен - это последняя возможность подставить плечо другу. Совсем скоро вы расстанетесь, возможно, навсегда. Не теряйте ни минуты-

Попробуйте готовиться группами по 2-3 человека. Первый усвоил один вопрос, второй - другой. Рассказали друг другу прочитанный материал. Каждый побывал в роли отвечающего и учителя, объясняя товарищу тот или иной вопрос.

Подумайте, на что вы рассчитываете, идя на экзамен?

На шпаргалки (многие психологи за шпаргалки, которые вы писали сами. В нужный момент нужная информация всплывет в вашей памяти, потому что при письме у вас включается и зрительная, и моторная память).

На родителей (имейте в виду, что родители не всегда знают о реальном положении дел по тому или иному предмету).

На себя (проведите ревизию знаний. Четко оцените свои сильные и слабые стороны знаний по предметам. Быстро ликвидируйте пробелы. Если нужно - позанимайтесь с репетитором. Помните, незнание ведет к незапланированным неудачам, а они сейчас вам совсем не нужны).

Наплевать на все (чем меньше знаем, тем больше гуляем).

Как ни банально это звучит, но для успешной сдачи экзаменов нужен элементарный режим дня.

 -Сон - 8 часов

 -Свежий воздух - 4 часа в день. Идет большой поток информации. Для ее усвоения необходим кислородный обмен. Будет ли у вас "чистый" отдых или вы будите заниматься на пенечке в лесочке либо на балконе - решать вам.

 -Питание - четырехразовое. Введите добавки: мед, орехи, витамины. Исключите кофе. Пейте фиточай.

Во время подготовки к экзаменам вам придется пересмотреть огромную гору литературы.

 Как быть?

Умение работать с текстом

  1. Обзор и просмотр. Ознакомьтесь с оглавлением, просмотрите введение.

 Найдите резюме ( если есть ) - получите представление о книге.

  1. Анализ. Задумайтесь: для чего вы читаете книгу? Грамотный читатель извлечет из книги нужную информацию за короткий промежуток времени.
  2. Ориентация. Перед прочтением раздела ознакомьтесь с заголовками подразделов. Ваше чтение тогда будет целенаправленным и осмысленным.
  3. Активное чтение. По мере чтения выделяйте ключевые мысли, точно формулируйте их на бумаге.
  4. Развитие мысли. Опираясь на записи, проверьте насколько хорошо вы усвоили прочитанное. Попробуйте изложить свою точку зрения.

 

Навыки запоминания.

  1. Ключевые фразы и идеи заносим на бумагу. Не выписывайте целые предложения или абзацы.
  2. Вводные предложения. Задерживаем на них свое внимание в каждом абзаце. Особенно если абзацы большие.
  3. Авторские выводы. Вдумчиво ознакомьтесь с ними.
  4. Сигнальные фразы типа подводя итоги, таким образом, суть вопроса состоит. Не пропустите их. Они говорят о важном.
  5. Схемы. После прочтения проверьте, что запомнили и отразите свои мысли в виде схемы.

Запоминание напрямую зависит от понимания. Что хорошо понятно, то лучше и быстрее запоминается.

 Внимание-Ошибка!

  1. Анализ экзаменационных работ показывает, что ошибка, сделанная в самом начале выполнения задания, влечет за собой другие, что приводит к неверному итоговому результату. Не спешите!
  2. Многие ученики дают прекрасные ответы, но: не на поставленные вопросы. Четко определите, что от вас требуется!
  3. Много времени тратят учащиеся на подробное написание ответов по первым вопросам, в результате последний вопрос либо решается наспех, либо остается без ответа вообще. Возьмите с собой часы, планируйте время!
  4. Экзаменационные работы сдаются без проверки, поэтому в них содержится немало ошибок, которые можно было бы устранить самостоятельно. Будьте внимательны!

Давайте подведем итоги.

  • Живем по режиму
  • Умеем работать с книгой
  • Знаем приемы запоминания
  • Чувствуем себя уверенно

Помним, как выглядит формула стресса: Э- = К*П ( Ии - Ин) (где Э - отрицательные эмоции, К - особенности человека, П - потребности, Ии - информация известная, Ин - информация неизвестная)

Желаю успеха!

 

Как готовится к экзаменам

 Памятка для учащихся

Для того чтобы в кризисной ситуации не терять головы, необходимо не ставить перед собой сверхзадач для достижения сверх цели. Не стоит дожидаться, пока ситуация станет катастрофической.

- начинай готовиться к экзаменам заранее, понемногу, по частям, сохраняя спокойствие.

- Если очень трудно собраться с мыслями, постарайся запомнить сначала самое лёгкое, а потом переходи к изучению трудного материала.

- Ежедневно выполняй упражнения на снятие усталости, достижению расслабления.

Что делать если глаза устали?

В период подготовки к экзаменам увеличивается нагрузка на глаза. Если глаза устали, значит, устал весь организм: ему может не хватить сил для выполнения экзаменационного задания. Нужно сделать так, чтобы глаза отдохнули.

Выполни два любых упражнения:

- посмотри попеременно вверх – вниз (25 сек.), влево – вправо (15 сек.);

- напиши глазами своё имя, отчество и фамилию;

- попеременно фиксируй взгляд на удалённом предмете (20 сек.), потом на листе бумаги перед собой (20 сек.);

- нарисуй квадрат, треугольник – сначала по часовой стрелке, потом в противоположную сторону.

Режим дня

Раздели день на три части:

- готовься к экзаменам 8 часов в день (но не забывай делать мини-перерывы по 10 минут).

- занимайся спортом, гуляй на воздухе, отдыхай.

- спи не менее 8 часов; если есть желание и потребность сделай себе тихий час после обеда.

Питание

Питание должно быть 3-4 разовым, калорийным и богатым витаминами. Употребляй в пищу грецкие орехи, молочные продукты, рыбу, мясо, овощи, фрукты, шоколад. Ещё один совет: перед экзаменом не наедайся.

Место для занятий

Организуй правильно своё рабочее пространство. Поставь на стол предметы или картинку в жёлтой или фиолетовой тональности, поскольку эти цвета повышают интеллектуальную активность.

 

Как запомнить большое количество материала

Повторяй материал по вопросам. Вначале вспомни и обязательно кратко запиши всё, что знаешь, и затем проверь правильность дат, основных фактов. Читая учебник, выделяй главные мысли – это опорный пункты ответа. Научись составлять краткий план ответа отдельно на каждый вопрос на маленьких листочках. В последний день перед экзаменом просмотри листочки с кратким планом ответа.

Очень эффективно, если вы соберётесь компанией и друг другу расскажите, дополните и обсудите ответы на экзаменационные вопросы.

 

Как вести себя во время экзамена

 

  1. Перед экзаменом обязательно выспись.
  2. Все вещи, которые понадобятся на экзамене – одежду, письменные принадлежности, «талисман» – приготовь заранее, в день перед экзаменом. С собой обязательно должны быть: минимум 2 ручки, карандаш, точилка, стиральная резинка, носовой платок
  3. Одежда должна быть спокойных тонов. Постарайся избегать ярких цветов, вызывающих деталей костюма. Всегда помни о чувстве меры.
  4. За день до тестирования постарайся ничего не учить. Если чего-то недоучил, лучше не пытайся. Дай отдохнуть организму.
  5. Смело входи в класс с мыслью, что всё получится.
  6. Сядь удобно выпрями спину. Сосредоточься на словах «Я спокоен, я совершенно спокоен». Повтори их несколько раз. Мысли отгонять не стоит, т.к. это вызовет дополнительное напряжение.
  7. Выполни дыхательные упражнения для снятия напряжения:

- сядь удобно

- сделай глубокий вдох через нос (4-6 сек.),

- задержка дыхания (2-3 сек.),

- медленный плавный выдох.

  1. Слушай преподавателя внимательно, чтобы не отвлекаться в дальнейшем и не задавать лишних вопросов о заполнении документов тестирования. Тебе всё объяснят: как заполнять бланк, какими буквами писать, как его кодировать и т.д.
  2. Постарайся сосредоточиться и забыть об окружающих. Для тебя существуют только часы регламентирующие время, выполнение теста и заполнение бланка. Читай задание до конца. Спешка не должна приводить к тому, что ты поймёшь задание по первым словам, а концовку придумаешь сам.
  3. Просмотри все вопросы и начни с тех, в ответах которых ты не сомневаешься. Тогда ты успокоишься и войдёшь в рабочий ритм.
  4. Когда приступишь к новому заданию, забудь, всё, что было в предыдущем, – как правило, задания в тестах между собой не связаны.
  5. Действуй методом исключения! Последовательно исключай те ответы, которые явно не подходят.
  6. Если ты сомневаешься в правильности ответа, тебе сложно сделать выбор. Доверься интуиции!
  7. Оставь время для проверки своей работы хотя бы для того, чтобы успеть пробежать глазами и заметить явные ошибки.

 

свернуть
поделиться в: