Аттестация педагогических работников

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ АТТЕСТАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по составлению портфолио педагога

     Портфолио в переводе с итальянского означает “папка с документами”, “папка специалиста”. Под портфолио понимается «Рабочая файловая папка, содержащая многообразную информацию, которая документирует приобретенный опыт и достижения педагога». Портфолио представляет совокупность индивидуальных достижений педагога, включает лучшие работы.

         Портфолио (портфель педагога) – это способ фиксирования, накопления и оценки творческих достижений педагога; это комплект документов, регламентирующих его деятельность, формирующий рефлексию его собственной деятельности.

Портфолио должно показать, что педагог действительно достиг за определенный период более высокого уровня в своем профессиональном развитии. Лучше всего портфолио начать с небольшой творческой визитки, самопрезентации его автора, небольшое эссе – философских размышлений о профессии и о своей миссии в профессии, своих ценностных ориентациях, мотивации деятельности и целях развития.

Постоянное осмысление своей работы и достижений делает автора не столько наблюдателем, сколько исследователем своего прогресса и субъектом собственного развития. В любом случае портфолио должно содержать образцы (или копии) лучших авторских работ, расположенных в определенном порядке, иметь оглавление для быстрой ориентации в документах. Все документы, отражающие суть работы, должны быть выполнены очень качественно.

Ведение портфолио стимулирует «запуск» механизмов самооценки, самоконтроля, саморазвития его владельца, а также механизмов формирования мотивации достижений, поскольку в нём акцентируется внимание, прежде всего, на достижениях.

Структура портфолио может быть разнообразной. Приведем примерный образец.

Примерная структура комплексного портфолио:

  1. Титульный лист. Творческая визитка автора (с фото/ без фото). Педагогическое кредо.
  2. Общие сведения о педагоге.
  3. Результаты педагогической деятельности. Учебно-методическая деятельность. Обобщение и трансляция педагогического опыта.
  4. Достижения педагога.

Рассмотри подробно. Разделы портфолио.

Раздел 1. Титульный лист. На титульном листе должна содержаться информация:

  • полное название учреждения образования, в котором работает педагог;
  • фамилия, имя, отчество педагога;
  • должность педагога;
  • педагогическое кредо (по желанию);
  • город, год. 

Раздел 2. Общие сведения о педагоге:

  • фамилия, имя, отчество, год рождения;
  • образование (что и когда окончил, полученная специальность и квалификация по диплому);
  • общий и педагогический стаж работы в должности;
  • квалификационная категория;
  • повышение квалификации (название учреждения образования, в котором прослушаны курсы, год, месяц, проблематика курсов);
  • тема по самообразованию;
  • другие документы по усмотрению педагога.

Данный раздел позволяет судить о процессе индивидуального развития педагога.

Раздел 3. Результаты педагогической деятельности. Учебно-методическая деятельность. Обобщение и трансляция педагогического опыта:

В раздел помещаются:

  • результаты входящих, промежуточных и итоговых контролей, которые отражают динамику развития учащихся ваших групп;
  • сведения об итогах успеваемости по вашему предмету;
  • сведения об учащихся, стабильно обучающихся по предмету на «6-10»;
  • сведения об участниках олимпиад, конкурсов, конференций;
  • описание используемых технологий, приемов, методов обучения;
  • материалы по семинарам, конкурсам, "круглым столам", фестивалям и пр., в которых участвовал педагог;
  • разработки авторских программ, открытых занятий, мастер-классов (если есть);
  • творческие отчеты по организации предметной недели, семинара, открытых учебных занятий и т.д.;
  • наглядные пособия, дидактические материалы, методические рекомендации, созданные педагогом;
  • творческие работы учащихся под руководством педагога;
  • сценарии внеучебных мероприятий, кураторских часов, родительских собраний, информационных часов ШАГ и т.д.;
  • программы экскурсий, походов;
  • информационные материалы для родителей, разработанные педагогом;
  • проекты и разработки мероприятий организации творческого досуга детей;
  • продукты творческой деятельности педагога (слайд-презентации, информационно-рекламные материалы и т.д.);
  • разработанные методические и дидактические материалы по теме самообразования;
  • творческие работы на курсах повышения квалификации;
  • участие в инновационной деятельности,
  • обобщение передового педагогического опыта: документы, активные ссылки на представление опыта на сайтах образовательных организаций, профессиональных сайтах, собственном сайте;
  • тезисы выступлений на заседаниях МО, педагогических советах, семинарах, научно-практических конференциях, публикации в СМИ;
  • другие документы по желанию педагога.

Раздел 4. Достижения педагога:

  • успехи и достижения учащихся (грамоты, дипломы, благодарственные письма за участие в конкурсах, соревнованиях, конференциях),
  • результаты участия в творческих профессиональных конкурсах педагога (дипломы и сертификаты об участии в семинарах, научно-практических конференциях, мастер-классах; грамоты, похвальные листы, благодарственные письма, отзывы и рекомендации, программы/брошюры мероприятий);
  • фотоматериалы (слайд-презентации в электронном или распечатанном варианте) о деятельности педагога, с конкурсных выступлений, занятий, праздников, выставок и т.д.

Материалы из разделов 3 и 4 должны давать представление о динамике результатов педагогической деятельности педагога за определенный период.

Автор может дополнительно включить раздел «Отзывы о педагогической деятельности и её результатах». В данный раздел помещаются отзывы руководителей разных уровней о педагоге, отзывы коллег, родителей, бывших учащихся, а также самоанализ деятельности.

 

свернуть

Состав аттестационной комиссии ГУО «Нарочская средняя школа Вилейского района»

Состав аттестационной комиссии

Номер и дата приказа "Об утверждении состава аттестационной комиссии"  № 235 от 28.09.2023

Сроки работы аттестационной комиссии по приказу  30.09.2023 – 29.09.2024

п/п

Ф. И. О.

Должность

Квалификационная категория

1.

Гончар С. С.

Председатель комиссии, учитель географии                       

высшая

2.

Гакуть О.Ф.

Заместитель председателя аттестационной комиссии, заместитель директора по учебной и воспитательной работе

первая

3.

Казак Л. Н.

Секретарь, учитель русского языка и литературы

первая

4.

Бернякович Н. Н.

заместитель директора по учебной работе

первая

5.

Каптюг Е. А.

учитель-дефектолог

высшая

6.

Гакуть А.Ч.

учитель начальных классов

первая

7.

Жигаренко Н. Н.

учитель математики

первая

 

свернуть

Аб зацвярджэнні Інструкцыі аб парадку правядзення атэстацыі педагагічных работнікаў сістэмы адукацыі

Алгоритм осуществления процедуры аттестации на присвоение второй квалификационной категории

Примечание: стаж работы в должности – 2 года (п.19 гл. 2)

Стаж работы в должности для работника, получившего диплом о высшем образовании с отличием, диплом магистра или диплом исследователя, - 1 год (п.19 гл.2)

Аттестуемый

Председатель аттестационной комиссии

( далее – АК)

Члены аттестационной комиссии

Профсоюзный комитет

Руководитель учреждения образования

1. Заявление на имя

председателя АК до 31.03. с примечанием:

«С Инструкцией

о порядке проведения

аттестации педагогических

работников системы

образования ознакомлен»

Подпись.

 

 

 

 

 

2. Накладывает визу:

«Рассмотреть на заседании аттестационной комиссии»

 

 

 

 

 

3.Рассматривают соответствие квалификационным требованиям, стаж в должности, принимают решение о допуске/не допуске, устанавливают сроки аттестации, график аттестации

(в теч.2   месяцев со дня подачи заявления), дату аттестационного собеседования

 

 

 

 

4.Секретарь АК пишет протокол по решению АК

 

 

 

 

 

 

 

5.Согласовывает / не согласовывает график аттестации и дату аттестационного собеседования

 

 

 

 

 

6. Приказ:

- срок проведения аттестации,   список педагогических работников, допущенных к аттестации, график аттестации каждого аттестуемого

 

7. Приказ доводится до сведения аттестуемого не позже, чем за месяц до начала аттестации.

 

 

 

8. Знакомится с графиком аттестации под подпись

 

 

 

9.Ставит вопрос перед УМК о необходимости повышения квалификации претендента на вторую квалификационную категорию в учебном году (п.18.гл.2)

 

10.Распределяет обязанности по организации подготовки аттестации между членами АК

 

 

 

 

 

11.Составляют программу изучения педагогической деятельности   аттестуемого за 2 года

 

 

 

12.Утверждает программу изучения пед.деятельностиаттестуемого

 

 

 

 

 

 

13.Согласовывает программу изучения пед.деятельности

 

14.Знакомится с программой изучения пед. деятельности под подпись

 

 

 

 

15.Проводит 1открытое учебное занятие и 1открытое факультативное занятие (или 2 учебных, если не ведет факультативы), 1 открытое внеклассное мероприятие по предмету с обязательным самоанализом данных   занятий

 

16. Изучают педагогическую деятельность аттестуемого за 2 года согласно составленной программе

 

 

17.Составляет анализ своей педагогической деятельности за время работы

 

 

18. Член АК, ответственный за организацию аттестации аттестуемого,   готовит аналитическую информацию, вмещающую результаты изучения педагогической деятельности за 2 года, сведения о предыдущей аттестации и принятом решении.

 

 

 

 

19.Член АК, ответственный за аттестацию работника, составляет характеристику, которая соответствует аналитической информации, но не повторяет ее, включает деловые и личные качества личности, методические рекомендации для дальнейшего роста.

 

 

 

 

 

20.Согласовывает / не согласовывает аттестационные материалы (аналитическую информацию и характеристику)

 

 

 

 

 

21.Аттестационные материалы подписываются

руководителем учреждения образования

22.Знакомится с характеристикой не позднее, чем   за 7дней до начала аттестационного собеседования   под подпись.

 

 

 

 

 

23.Проводят аттестационное собеседование.

 

 

24.Предоставляет анализ своей деятельности за период работы.

Отвечает на вопросы аттестационного собеседования. Защищает выбор используемых форм и методов преподавания, предоставляет развернутые конспекты открытых учебных и внеклассного мероприятий.

 

 

 

 

 

25.Секретарь АК подробно фиксирует ход аттестационного собеседования

 

 

 

26. Проводит итоговое заседание.

 

 

 

 

 

27. Открытым / тайным голосованием решают «присвоить» или « отказать» в присвоении категории.

 

 

 

 

28. Секретарь пишет протокол заседания АК с методическими рекомендациями для дальнейшего профессионального роста.

 

 

 

 

29. Члены АК подписывают протокол сразу.

 

 

30.Знакомится с решением АК, подписывается в протоколе АК

(согласен / не согласен)

 

 

 

 

 

 

 

 

31.Пишет приказ о присвоении второй квалификационной категории:

-в личное дело

-в книгу приказов

- в бухгалтерию

свернуть

Алгоритм осуществления процедуры аттестации на присвоение первой квалификационной категории

Примечание: стаж работы в должности – 3года cмомента присвоения предыдущей категории ( п.19 гл. 2)

Аттестуемый

Председатель аттестационной комиссии

( далее – АК)

Члены аттестационной комиссии

Профсоюзный комитет

Руководитель учреждения образования

1. Заявление на имя

председателя АК до 31.03. с примечанием: «С Инструкцией

о порядке проведения

аттестации педагогических

работников системы

образования ознакомлен»

Подпись.

 

 

 

 

 

2. Накладывает визу:

«Рассмотреть на заседании аттестационной комиссии»

 

 

 

 

 

3.Рассматривают соответствие квалификационным требованиям, стаж в должности, принимают решение о допуске/не допуске, устанавливают сроки аттестации, график аттестации

(в теч.2   месяцев со дня подачи заявления), дату аттестационного собеседования

 

 

 

 

4.Секретарь АК пишет протокол по решению АК

 

 

 

 

 

 

 

5.Согласовывает / не согласовывает график аттестации и дату аттестационного собеседования

 

 

 

 

 

6. Приказ:

- срок проведения аттестации,   список педагогических работников, допущенных к аттестации, график аттестации каждого аттестуемого

 

7. Приказ доводится до сведения аттестуемого не позже, чем за месяц до начала аттестации.

 

 

 

8. Знакомится с графиком аттестации под подпись

 

 

 

9.Ставит вопрос перед УМК о необходимости повышения квалификации претендента на вторую квалификационную категорию в течение учебного года (п.18.гл.2)

 

10.Распределяет обязанности по организации подготовки аттестации между членами АК

 

 

 

 

 

11.Составляют программу изучения педагогической деятельности   аттестуемого за 2 года

 

 

 

12.Утверждает программу изучения пед.деятельности аттестуемого

 

 

 

 

 

 

13.Согласовывает программу изучения пед.деятельности

 

14.Знакомится с программой изучения пед. деятельности под подпись

 

 

 

 

15. Проводит 1открытое учебное занятие и 1открытое факультативное занятие (или 2 учебных, если не ведет факультативы), 1 открытое внеклассное мероприятие по предмету с обязательным самоанализом данных   занятий

 

16. Изучают педагогическую деятельность аттестуемого за 2 года согласно составленной программе

 

 

17.Представляет творческий отчет по самообразованию или обобщение опыта работы(если совпадает сперспективным планом работы учреждения образования)

18. Член АК, ответственный за организацию аттестации аттестуемого,   готовит аналитическую информацию, вмещающую результаты изучения педагогической деятельности за 3 года, сведения о предыдущей аттестации и принятом решении.

 

 

 

 

 

19.Член АК, ответственный за аттестацию работника, составляет характеристику, которая соответствует аналитической информации, но не повторяет ее, включает деловые и личные качества личности, методические рекомендации для дальнейшего роста.

 

 

 

 

 

20.Согласовывает / не согласовывает аттестационные материалы (аналитическую информацию и характеристику)

 

 

 

 

 

21.Аттестационные материалы подписываются

руководителем учреждения образования

22.Знакомится с характеристикой не позднее, чем   за 7дней до начала аттестационного собеседования   под подпись.

 

 

 

 

 

23.Проводят аттестационное собеседование.

 

 

24.Отвечает на вопросы аттестационного собеседования. Защищает творческий отчет (обобщенный опыт работы).

 

 

 

 

 

 

25.Секретарь АК подробно фиксирует ход аттестационного собеседования

 

 

 

26. Проводит итоговое     заседание.

 

 

 

 

 

27. Открытым/тайным голосованием решают «присвоить» или «отказать» в присвоении категории.

 

 

 

 

28. Секретарь пишет протокол заседания АК с методическими рекомендациями для дальнейшего профессионального роста.

 

 

 

 

29. Члены АК подписывают протокол сразу.

 

 

30.Знакомится с решением АК, подписывается в протоколе АК

(согласен / не согласен)

 

 

 

 

 

 

 

 

31.Пишет приказ о присвоении первой квалификационной категории:в личное дело

-в книгу приказов

- в бухгалтерию

свернуть

Алгоритм осуществления процедуры аттестации на присвоение высшей квалификационной категории

Примечание: стаж работы в должности – 3года момента присвоения предыдущей категории ( п.19 гл. 2)

Аттестуемый

Председатель аттестационной комиссии

( далее – АК)

Члены аттестационной комиссии

Профсоюзный комитет

Руководитель учреждения образования

1. Заявление на имя

председателя АК до 31.03. на аттестацию после сдачи квалификационного экзамена в АПО с

примечанием: «С Инструкцией

о порядке проведения

аттестации педагогических

работников системы

образования ознакомлен.»

Подпись.

 

 

 

 

 

2. Накладывает визу:

«Рассмотреть на заседании аттестационной комиссии»

 

 

 

 

 

3.Рассматривают соответствие квалификационным требованиям, стаж в должности, принимают решение о допуске/не допуске, о выдаче/ невыдаче направления в АПО, о включении/не включении в график аттестации

 

 

 

 

4.Секретарь АК пишет протокол по решению АК

 

 

 

 

 

 

5.Согласовывает / не согласовывает включение в график аттестации и выдачу направления на сдачу квалификационного экзамена в АПО.

 

 

 

 

 

6. Приказ:

-о включении в график аттестации и выдаче направления в АПО.

 

7. Приказ доводится до сведения аттестуемого не позже, чем за месяц до начала аттестации.

 

 

 

8. Знакомится с приказом под подпись

9.Оформляет направление согласно установленной форме и отправляет по почте в АПО.

 

 

 

10.Аттестуемый готовит материалы для сдачи квалификационного экзамена

(обобщение опыта работы согласно Методическим рекомендациям о порядке проведения квалификационного экзамена при прохождении аттестации педагогическими работниками)

 

 

 

 

11. Получает извещение   из АПО о сроках сдачи квалификационного экзамена претендентом на высшую квалификационную категорию

 

 

   

12. Аттестуемый сдает экзамен в АПО

 

 

 

 

13. По итогам квалификационного экзамена   получает выписку из протокола заседания аттестационной комиссии и предоставляет в АК учреждения образования, где работает.

 

 

 

 

 

14.Распределяет обязанности по организации подготовки аттестации между членами АК

15.Члены АК в течение 2 месяцев со дня сдачи квалификационного экзамена в АПО проводят аттестацию в учреждении образования

 

 

 

 

16.Составляют программу изучения педагогической деятельности   аттестуемого за 3 года

 

 

 

17.Утверждает программу изучения пед.деятельности аттестуемого

 

 

 

 

 

 

18.Согласовывает программу изучения пед.деятельности

 

19.Знакомится с программой изучения пед. деятельности под подпись

 

 

 

 

 

20. Изучают педагогическую деятельность аттестуемого за 3 года согласно составленной программе

 

 

 

 

21. Член АК, ответственный за организацию аттестации аттестуемого,   готовит аналитическую информацию, вмещающую результаты изучения педагогической деятельности за 3 года, сведения о предыдущей аттестации и принятом решении.

 

 

 

 

 

22.Член АК, ответственный за аттестацию работника, составляет характеристику, которая соответствует аналитической информации, но не повторяет ее, включает деловые и личные качества личности, методические рекомендации для дальнейшего роста.

 

 

 

 

 

23.Согласовывает / не согласовывает аттестационные материалы (аналитическую информацию и характеристику)

 

 

 

 

 

24.Аттестационные материалы подписываются

руководителем учреждения образования

25.Знакомится с характеристикой не позднее, чем за 7дней до начала аттестационного собеседования   под подпись.

 

 

 

 

 

26.Проводят аттестационное собеседование.

 

 

27.Отвечает на вопросы аттестационного собеседования, оформляет аттестационный лист. Знакомит с обобщенным опытом работы.

 

 

 

 

 

 

28.Секретарь АК подробно фиксирует ход аттестационного собеседования

 

 

 

29. Проводит итоговое     заседание.

 

 

 

 

 

30. Открытым/тайным голосованием решают «присвоить» или

«отказать» в присвоении категории.

 

 

 

 

31. Секретарь пишет протокол заседания АК с методическими рекомендациями для дальнейшего профессионального роста.

 

 

 

 

32. Члены АК подписывают протокол сразу.

 

 

33.Знакомится с решением АК, подписывается в протоколе АК

(согласен / не согласен)

 

 

 

 

 

 

 

 

34.Пишет приказ о присвоении высшей квалификационной категории:

-в личное дело

-в книгу приказов

- в бухгалтерию

свернуть

Алгоритм осуществления процедуры аттестации на подтверждение высшей квалификационной категории

Примечание: стаж работы в должности – 3 года (п.19 гл. 2)

Аттестуемый

Председатель аттестационной комиссии

( дальше – АК)

Члены аттестационной комиссии

Профсоюзный комитет

Руководитель учреждения образования

 

 

 

1.Приказ об обязательной аттестации на подтверждение высшей квалификационной категории   согласно п.п.5, 7 гл.1 Инструкции

 

2.Знакомится с приказом под подпись

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Приказ о выдаче направления для сдачи квалификационного экзамена

 

4.Оформляет направление согласно установленной форме   и отправляет по почте в ИРО

 

 

 

5. В случае отказа пишет заявление на имя директора школы об отказе от подтверждения высшей квалификационной категории

 

 

 

6.Приказ о снижении высшей квалификационной категории

7. Аттестуемый готовит и отправляет материалы для подтверждения высшей квалификационной категории

(обобщение опыта работы согласно Методическим рекомендациям о порядке проведения квалификационного экзамена при прохождении аттестации педагогическими работниками)

8. Изучает материалы для подтверждения высшей квалификационной категории

(обобщение опыта)

 

 

 

9. Получает извещение   из ИРО о сроках квалификационного экзамена претендентом на подтверждение   высшей квалификационной категории

 

 

   

14. Аттестуемый сдает экзамен на подтверждение в ИРО

 

 

 

 

15. По итогам квалификационного экзамена получает выписку из протокола заседания аттестационной комиссии ИРО с примечанием «подтвердил» / «не подтвердил» и предоставляет в АК учреждения образования, где работает.

 

 

 

 

 

16.Проводят итоговое   аттестационное заседание

 

 

 

 

17. Секретарь пишет протокол заседания АК с пометкой

«подтверждена» или

«снижена»

 

 

 

 

18. Члены АК подписывают протокол сразу.

 

 

19.Знакомится с решением АК, подписывается в протоколе АК

 

 

 

 

 

 

 

 

20.Пишет приказ о подтверждении или снижении высшей квалификационной категории:в личное дело

-в книгу приказов

- в бухгалтерию

- в аттестационную комиссию

свернуть

АЛГОРИТМ ПРОВЕДЕНИЯ АТТЕСТАЦИИ

  1. Составляется программа изучения педагогической деятельности аттестуемого с указанием сроков изучения, которая включает в себя следующие направления:

владение нормативными правовыми документами по предмету или должности;

осуществление контрольно-оценочной деятельности;

анализ посещенных уроков;

деятельность как классного руководителя;

участие в методической работе;

внеклассная работа по предмету;

работа с родителями;

анкеты для учащихся, родителей, педагогов.

При составление программы изучения педагогической деятельности аттестуемого необходимо прописать ответственных по направлениям.

  1. После изучения педагогической деятельности согласно программе изучения пишется аналитическая информация, которая содержит результаты изучения педагогической деятельности аттестуемого за период работы, обозначенном во 2 абзаце п.23 Инструкции о порядке проведения аттестации педагогических работников системы образования (кроме педагогических работников из числа професорско-педагогического состава учреждения высшего образования), а также подробные сведения о результатах предыдущей аттестации
  2. Пишется аналитическая справка, в которой отражается работа педагога
  3. Пишется характеристика, в которой должен быть результат деятельности педагога с обязательными рекомендациями. Характеристика не должна копировать аналитическую справку.
  4. Аттестационное собеседование на заседании аттестационной комиссии
свернуть

ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ К АТТЕСТАЦИОННОЙ БЕСЕДЕ

1.Какие нормативные документы, регламентирующие деятельность педагогов, вышли в этом учебном году?

2.Какие новые тенденции развития национальной системы образования необходимо учитывать при планировании деятельности?

3.Планируете ли Вы обобщить (или ещё нет) свой опыт работы?

Какие, на Ваш взгляд, наиболее эффективные способы его распространения?

4.Что бы Вы поменяли в своей деятельности?

Почему? Что для этого необходимо?

5.С какими новыми педагогическими технологиями Вы хотели бы познакомиться, апробировать? Почему они для Вас интересны?

6.Какая проблема разрабатывается Вами? Где она проходит апробацию?

7.На какой стадии разработки находится Ваша тема по самообразованию?

8.Какие Ваши планы повышения своего профессионального уровня?

9.Как Вы оцениваете уровень Ваших взаимоотношений с коллегами? С учащимися? Что даёт Вам основание так считать?

свернуть

ХАРАКТЕРИСТИКА на аттестуемого педагогического работника (примерная форма)

1.Характеристика объёма и видов деятельности аттестуемого в данном учреждении образования:

- продолжительность работы в данной должности в данном учреждении;

- в каких классах работает, какие факультативные занятия ведёт и по каким программам;

- является ли классным руководителем;

- какие дополнительные нагрузки имеет (работа в творческих группах, методических объединениях, кружках, клубах и др.).

2.Характеристика профессиональной компетентности аттестуемого:

- уровень специальных, методических и психолого-педагогических знаний и умений учителя, его профессиональной эрудиции;

- используемые в работе методы, приёмы, средства и формы обучения и воспитания;

- степень владения и эффективность использования в практической деятельности современных методик образования и воспитания, педагогических технологий;

- повышение квалификации, участие в экспериментальной, инновационной работе, разработка собственных методик, педагогических идей и инструментальных средств их реализации;

- внеклассная работа по предмету.

3.Результативность педагогической деятельности аттестуемого:

- уровень обученности учащихся, степень развития их познавательных способностей, учебных и интеллектуальных умений и навыков;

- отражение динамики и позитивных тенденций в результатах труда педагога, объективная обоснованная оценка результатов педагогической деятельности аттестуемого, его профессиональных и деловых качеств;

- рейтинг среди учащихся, родителей, коллег по работе и педагогической общественности.

4.Характеристика коммуникативных качеств аттестуемого:

- взаимоотношения «педагог-ученик»;

- взаимоотношения «педагог – коллектив»;

- взаимоотношения «педагог - родители, социум».

5.Характеристика личных профессионально значимых качеств.

6.Рекомендации для аттестации и присвоения категорий.

свернуть

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ АДМИНИСТРАЦИИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ АТТЕСТАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РАБОТНИКА

1.  По функциональным обязанностям определить ответственного из числа администрации учреждения образования за проведением аттестации;

2. вопросы аттестации включать в годовой план работы учреждения образования;

3. на административных совещаниях, заседаниях педагогического совета рассматривать вопросы аттестации;

4. пропагандировать опыт работы педагогических работников высшей квалификационной категории.

свернуть

АЛГОРИТМ составления отчета педагогической деятельности на 2 квалификационную категорию

Ф.И.О., должность, название учреждения образования_______________ 

1.Общие данные об аттестуемом  Образование____________________________________________ Педагогический стаж ______________________________________________ Стаж работы в данном учреждении __________________________________ Стаж работы в данной должности___________________________________ Наличие квалификационной категории по данной должности_____________ 

2. Основные цели и задачи педагогической деятельности (в соответствии с должностными обязанностями, с учетом условий педагогической деятельности). 

3. Степень решения педагогических целей и задач. Анализ результатов педагогической деятельности: - вывод о том, как в целом решены поставленные цели и задачи, факты, цифры, подтверждающие этот вывод (можно представить в форме графиков, таблиц, диаграмм и т.д.); что делалось для достижения поставленных целей и решения задач, что и как повлияло на их решение (степень влияния различных действий и средств: формы, методы работы, материально-техническое, учебно-методическое и информационное обеспечение); целесообразность проводимой педагогической работы; факторы, которые обусловили достигнутые результаты; Обоснованность корректировки деятельности; эффективность использованных педагогических средств, их влияние на результаты; - недостатки в организации работы, их причины; - неиспользованные возможности и педагогические средства, резервы для дальнейшего совершенствования работы; - перспективы дальнейшей педагогической деятельности.

  1. Профессиональный рост педагога:

4.1. Повышение квалификации за последние три года

4.2. Участие в работе конференций, семинаров

4.3. Участие в работе методических объединений

4.4. Работа над темой самообразования (год, название темы, результаты работы)

4.5. Участие в профессиональных конкурсах

  1. Другие информационные и аналитические данные, свидетельствующие о результативности деятельности педагога.

 

 ТРЕБОВАНИЯ К ТВОРЧЕСКОМУ ОТЧЕТУ

на первую квалификационную категорию Творческий отчет должен включать:

- доклад аттестуемого, раскрывающий один из аспектов педагогической деятельности в соответствии с заявленной темой, проблемой и отражающий общий уровень квалификации и профессионализма педагога (обоснованность актуальности и практической значимости опыта для повышения качества учебно-воспитательного процесса);

- демонстрацию учебно-методического комплекса, наглядно отражающую систему работы, научное обоснование опыта;

-описание сущности опыта, анализ теоретических и методических находок аттестуемого, организация, содержание, формы, приемы, методы педагогической деятельности;

- полученные результаты, условия применения, обнаруженные трудности;

- длительность апробации опыта.

- показ (видеопоказ, моделирование) фрагментов уроков, индивидуальных (групповых) занятий, внеклассных мероприятий;

- демонстрация таблиц, графиков, свидетельствующих о результатах деятельности;

- предъявление всевозможного наглядного, дидактического видео, фотоматериалов, созданного педагогом;

- организация методической выставки.

 

 Структура выступления учителя (10-20 минут)

  1. Объявление темы работы.
  2. Рассказ об условиях возникновения и становления опыта.
  3. Обоснование актуальности и перспектив развития опыта. Выявление недостатков и противоречий в образовательном процессе, которые учитель стремится устранить.
  4. Формулирование целей и задач работы.
  5. Обоснование теоретической базы опыта, принципов педагогической деятельности.
  6. Краткий рассказ о сущности опыта и его технологии. Практическое применение, приведение доказательств преимущества предъявленной технологии обучения по сравнению с другими. Информирование о результатах наблюдений, срезовых работ, анкетирований учащихся и их родителей. Целесообразно указать число победителей олимпиад и интеллектуальных конкурсов разных уровней и другие яркие примеры, подтверждающие точку зрения педагога.
  7. Сравнение полученных результатов с целями и задачами, которые ставились в начале работы. Формулирование выводов (они должны быть четкими, отражающи­ми сущность опыта, новизну и оригинальность находок).

После выступления педагогу задают вопросы по тексту выступления.

свернуть

Программа изучения профессиональной деятельности учителя ____ аттестуемого в __/__ учебном году на присвоение первой квалификационной категори

 

№ п/п

Содержание

Сроки

Ответственный

1

Собеседование с аттестуемой по знанию нормативной и правовой базы организации процесса обучения

 

 

председатель аттестационной комиссии

2

Анализ выполнения требований инструктивно-методических писем Министерства образования, иных нормативных документов.

 

 

председатель аттестационной комиссии

 

Состояние ведения:

классного журнала, журнала работы учебного кабинета, уровень контроля за ведением ученических тетрадей и дневников.

 

 

член аттестационной комиссии

3

Анализ поурочных (рабочих) планов, календарно-тематического планирования

 

 

член аттестационной комиссии

4

Анализ соотношения объема домашних заданий с работой, выполненной учащимися на уроке;

анализ характера домашнего задания  

 

 

председатель аттестационной комиссии

5

Анализ характера контрольных и обучающих работ

 

 

председатель аттестационной комиссии

6

Сравнительный анализ качества обучения за два года и текущую четверть по каждому ученику

 

 

член аттестационной комиссии

7

Анализ посещенных учебных, факультативных занятий (результаты анализа необходимо довести до сведения аттестуемого)

 

 

председатель аттестационной комиссии

члены аттест. комиссии

9

Анализ контрольных работ (в соответствии с графиком контрольных работ)

 

 

председатель аттестационной комиссии,

 

член аттестационной комиссии

10

Анализ участия в работе методического объединения учителей по предмету «Физика»

 

 

член аттестационной комиссии

11

Анализ учебных занятий, внеклассной деятельности:

- работа по развитию положительной мотивации (интереса к изучению предмета)

- работа с одаренными учащимися

-деятельность по развитию интеллектуальных и творческих способностей учащихся

 

 

председатель аттестационной комиссии,

члены аттестационной комиссии

12

Анализ работы по созданию образовательной среды учебного кабинета

 

 

председатель аттестационной комиссии

члены аттестационной комиссии

13

Анализ организации и проведения внеклассных мероприятий

 

 

член аттестационной комиссии

14

Анализ участия в общественной работе

 

 

председатель профсоюзного комитета, член аттест. комиссии

15

Анализ выполнения функций классного   руководителя

 

 

руководитель ШУМО классных руководителей

16

Анкетирование учащихся

 

 

член аттестационной комиссии

17

Собеседование с родителями

 

 

председатель аттестационной комиссии

18

Анализ результатов работы по теме самообразования

 

 

член аттестационной комиссии

19

Оформление аналитической информации по итогам изучения педагогической деятельности

 

 

председатель аттестационной комиссии

20

Ознакомление с характеристикой

 

 

председатель аттестационной комиссии

члены аттестационной комиссии

21

Подготовка самоанализа деятельности

 

 

22

Аттестационное собеседование

 

 

председатель аттестационной комиссии

члены аттестационной комиссии

свернуть

Качественные характеристики профессиональных умений учителей по категориям

Качественные характеристики профессиональных умений учителей по категориям

 

 

2–я категория

1–я категория

Высшая категория

Преподавание предмета в общеобразовательном учреждении

В общеобразовательной школе + факультативные занятия

В общеобразовательной школе, в гимназии и лицее + факультативные занятия

В общеобразовательной школе,   в гимназии и лицее + факультативные занятия

Обеспечение выполнения программных требований

Выполнение программных требований с применением современных образовательных технологий

Выполнение программных требований с применением современных образовательных технологий, расширение программных требований

Выполнение программных требований с применением современных образовательных технологий, расширение программных требований, разработка и составление практических материалов для обеспечения расширенных и углубленных программных требований

Отношение к нормам деятельности

Выполняет

Выполняет, качественно обеспечивает с помощью современных образовательных технологий

Выполняет, качественно обеспечивает с помощью современных образовательных технологий,адаптирует нормы деятельности для саморазвития и самообразования учащихся

Опыт, методические приёмы

Накапливает опыт, использует стандартные современные методики и приемы

Изучает и формирует собственную образовательную практику, использует эффективные методические приёмы

Формирует, изучает, описывает, распространяет собственный эффективный опыт, применяет адаптированные к собственному опыту современные образовательные и информационные технологии

Управление учебной деятельностью

Контролирует выполнение (видит результат)

Руководит (видит близкие цели и пути их достижения)

Управляет (влияет на опережающий характер развития человека)

Дифференцирует учащихся

По уровню обученности

По уровню обученности, обучаемости

На основе уровней обученности, обучаемости формирует высокий уровень самообучаемости учащихся

Уровень развития рефлексии

Затрудняется определить причину неудач

Причину неудач видит в несовершенных УМК, программах

Причину неудач видит в противоречиях в практике, может анализировать, проектировать и программировать направленные в ней изменения

Методическая грамотность

Владеет методикой преподавания предмета на уровне теории и собственной практики

Владеет предметно ориентированными здоровьесберегающими техноло­гиями

Владеет личностно ориентированными здоровьесберегающими, развивающими и информационными образовательными технологиями

свернуть

Качественные характеристики профессиональных умений учителей 2 категории

  1. Профессиональный уровень учителя

1.1.         Знание теоретических и практических основ предмета: отвечает общим требования по преподаваемому курсу, имеет разносторонние знания своего предмета и смежных дисциплин.

1.2.  Знание современных достижений в методике обучения: следит за специальной и методической литературой, работает по готовым методикам и программам обучения, умеет самостоятельно разрабатывать методику преподавания.

1.3. Умение анализировать свою деятельность: видит свои недостатки, пробелы и просчеты в работе, но при этом не всегда способен установить причины, их порождающие. Может добиваться изменений в лучшую сторону на основе самоанализа, однако улучшения распространяются лишь на некоторые участки работы.

1.4. Знание и применение современных педагогических концепций и технологий: знает современные и зарубежные технологии обучения, владеет набором вариативных методик и педагогических технологий и применяет в соответствии с имеющимися условиями.

1.5.Знание возрастной психологии учащихся: ориентируется в современных психолого-педагогических концепциях обучения и воспитания, но не всегда использует их в своей деятельности.

  1. Результативность профессиональной деятельности

2.1.Владение способами индивидуализации обучения: учитывает индивидуальные особенности их развития, осуществляет индивидуальный подход с учетом темпа развития учащихся, их склонностей, интересов и состояния здоровья.

2.2.Умение активизировать познавательную деятельность учащихся:создает условия, формирующие мотивы учебной деятельности, умеет увлечь учащихся преподаваемым предметом, варьирует разнообразные формы и методы работы, стремится к формированию у учащихся навыков рациональной организации труда

2.3.Уровень обученности учащихся: обеспечивает устойчивую положительную динамику результатов, тщательно изучает критерии оценивания, использует эти знания на практике. Учащиеся демонстрируют стабильные знания основ изучаемого предмета.

  1. Коммуникативная культура:стремится к профессиональным контактам с различными участниками образовательного процесса, владеет известными в педагогике приемами убеждения, неукоснительно соблюдает педагогическую этику общения, координирует свои действия с коллегами, учащимися и их родителями, обладает педагогическим тактом, знает элементарные требования к культуре речи, создает благоприятный климат в коллективе.
свернуть

Качественные характеристики профессиональных умений учителей 1 категории

  1. Профессиональный уровень учителя
  2. Профессиональный уровень учителя

1.1.         Знание теоретических и практических основ предмета: отвечает общим требования по преподаваемому курсу, имеет разносторонние знания своего предмета и смежных дисциплин.

1.2.         Знание современных достижений в методике обучения: владеет методиками анализа учебно-методической работы по предмету; в учебной работе варьирует различные методики и программы, внося в них необходимые коррективы.

1.3. Умение анализировать свою деятельность: исправляет допущенные ошибки и усиливает позитивные моменты в своей работе, находя при этом эффективные решения. Осознает необходимость систематической работы над собой и активно включается в те виды деятельности, которые способствуют формированию необходимых качеств.

1.4. Знание и применение современных педагогических концепций и технологий: демонстрирует на практике высокий уровень владения современными методиками; владеет одной из современных технологий развивающего обучения; творчески применяет технологии и программы.

1.5. Знание возрастной психологии учащихся: свободно ориентируется в современных психолого-педагогических концепциях обучения и воспитания, использует их как основу в своей педагогической деятельности.

  1. Результативность профессиональной деятельности

2.1.Владение способами индивидуализации обучения: умело использует элементарные средства диагностики и коррекции индивидуальных способностей учащихся при реализации дифференцированного подхода. Создает условия для развития талантов, умственных и физических способностей учащихся.

2.2.Умение активизировать познавательную деятельность учащихся:обеспечивает успешное формирование системы знаний на основе самоуправления учащихся процессом своего обучения. Умеет интересно преподавать учебный материал, активизировать учащихся, пробудив у них интерес к особенностям самого предмета; умело варьирует формы и методы обучения. Достаточно прочные знания учащихся сочетаются с их высокой познавательной активностью и сформированными навыками.

2.3.Уровень обученности учащихся: учащиеся демонстрируют хорошие, близко к максимально соответствующим их возможностям знания теоретических и практических основ предмета; показывают стабильно высокие результаты в ходе тестовых испытаний, контрольных проверок, экзаменов.

  1. Коммуникативная культура:постоянно стремится к расширению круга профессионального общения, проявляет инициативу в общении; способен принять решения в трудной ситуации. Настойчив в деятельности, которая его привлекает. Обладает адаптивным стилем поведения и педагогического общения. Общение с детьми строит на основе доверия и уважения. Умеет ясно и логично выражать мысли, демонстрирует богатый словарный запас, хорошую дикцию.
свернуть

Качественные характеристики профессиональных умений учителей высшей категории

  1. Профессиональный уровень учителя

1.1.         Знание теоретических и практических основ предмета: отвечает общим требования по преподаваемому курсу, имеет разносторонние знания своего предмета и смежных дисциплин, значительно превышающие объем программы.

1.2.         Знание современных достижений в методике обучения: владеет методиками анализа научно-исследовательской, экспериментальной работы; использует в работе собственные оригинальные методики и программы.

1.3. Умение анализировать свою деятельность: стремится и умеет видеть свою деятельность со стороны, объективно и беспристрастно оценивает и анализирует ее, выделяет сильные и слабые стороны. Сознательно намечает цель, задачи и содержание программы самосовершенствования.

1.4. Знание и применение современных педагогических концепций и технологий: разрабатывает новые педагогические технологии или ведет работу по их апробации, участвует в исследовательской, экспериментальной деятельности.

1.5. Знание возрастной психологии учащихся: использует различные формы психолого-педагогической диагностики и научно-обоснованного прогнозирования. Способен предвидеть развитие и принять решение в нестандартных ситуациях.

  1. Результативность профессиональной деятельности

2.1.Владение способами индивидуализации обучения: способствует, поиску, отбору и творческому развитию особо одаренных учащихся. Умеет держать в поле зрения всех учащихся класса независимо от уровня их подготовленности по предмету. Работает по индивидуальным учебным планам с одаренными и наименее подготовленными учащимися.

2.2.Умение активизировать познавательную деятельность учащихся:обеспечивает вовлечение каждого учащегося в процесс активного учения. Стимулирует внутреннюю (мыслительную) активность, поисковую деятельность учащихся. Умеет ясно и четко преподавать учебный материал. Интерес к изучаемому предмету у учащихся сочетается с прочными знаниями и сформированными навыками.

2.3.Уровень обученности учащихся: целеустремленно и профессионально формирует у учащихся умения и навыки рациональной организации учебного труда. Учащиеся максимально или почти максимально реализуют свои интеллектуальные и физические возможности, постоянно демонстрируют глубокие знания предмета, показывают стабильно высокие результаты в различных конкурсах, являясь победителями и призерами (за последние 3 года). Большинство из них дополнительно занимаются предметом

  1. Коммуникативная культура:испытывает потребность в коммуникативной и организаторской деятельности и активно стремится к ней, быстро ориентируется в трудных ситуациях; непринужденно ведет себя в новом коллективе, инициативен, отстаивает свое мнение и стремится, чтобы оно было принято коллегами. В совершенстве владеет своей речью и профессиональной терминологией.
свернуть